Несмотря на то что задержание траулера произошло в ночь с 23 на 24 марта, об этом стало известно только днем в понедельник. По сообщению «Интерфакса», когда судно было обнаружено местной береговой охраной, «Коралнес» вел промысел в норвежской экономической зоне в районе Рестбанкен. К тому моменту он успел выловить 48,5 тыс. тонн рыбы, среди которых было 33 тонны трески.
По норвежским правилам капитан после завершения промысла должен был сообщить об этом норвежским властям, но по каким-то причинам не сделал этого
Деятельность экипажа судна вызвала подозрения у норвежцев. Они посчитали, что траулер мог не сообщить местным властям о начале ведения промысла. В итоге российское судно «Коралнес» было препровождено кораблем береговой охраны Норвегии в порт города Буде.
Сотрудники посольства РФ в Осло и российского генконсульства в Киркенесе выясняют ситуацию вокруг задержания судна.
«Мы в посольстве и наши коллеги в генконсульстве в Киркенесе выясняют сейчас всю ситуацию. Причина задержания – неподача пассивного сообщения о промысле», – заявил журналистам пресс-атташе российского посольства Евгений Колосов.
По его словам, российские дипломаты находятся в контакте как с капитаном и экипажем судна, так и с норвежскими властями. По мнению собеседника агентства, капитану судна грозит штраф.
Об этом же, по сообщению РИА «Новости», журналистам рассказал Владимир Тафтин, гендиректор ЗАО «Севрыбком-1», являющегося судовладельцем траулера. Правда, по его версии, штраф возложен за неинформирование властей о завершении промысла.
«Сейчас капитан судна находится в полиции, где ему должны выписать штраф за то, что он своевременно не передал информацию норвежским властям о том, что завершил промысел в норвежской экономической зоне и пошел на выгрузку в порт», – сказал Тафтин.
Он подчеркнул, что судно вело промысел в норвежской экономической зоне, имея для этого все необходимые разрешения, поэтому о нарушении правил рыболовства речь не идет. «По норвежским правилам капитан после завершения промысла должен был сообщить об этом норвежским властям, но по каким-то причинам не сделал этого», – заметил Тафтин.
Он также опроверг сообщения СМИ о том, что судно было арестовано и препровождено в порт Буде под конвоем корабля норвежской береговой охраны. «Ничего подобного не было, судно пришло в порт Буде своим ходом на выгрузку, где и выяснилось, что капитан своевременно не известил норвежскую сторону о завершении промысла», – подчеркнул гендиректор ЗАО «Севрыбком-1».
По его словам, в ближайшие часы капитан судна даст показания, после чего по факту данного нарушения будет составлен протокол, тогда и станет известна сумма штрафа, которую заплатит капитан. «Мы надеемся, что траулер покинет норвежский порт уже сегодня и отправится на промысел», – добавил Тафтин.
Стоит отметить, что в начале года подобный инцидент произошел с участием норвежского судна. Российские пограничники задержали в Баренцевом море траулер «Геер». В результате осмотра судна выяснилось, что оно нарушило порядок прохождения морского контрольного пункта, осуществляя при этом лов рыбы без разрешения. Против капитана «Геера» было возбуждено уголовное дело. Сам «Геер» в сопровождении российской береговой охраны был направлен в Мурманск.
Ранее российские суда неоднократно обвинялись норвежскими властями в нарушении правил рыболовства.
В ноябре 2005 года траулер «Капитан Горбачев» и рефрижератор «Дмитрий Покрамович» были арестованы в районе острова Медвежий во время перегрузки рыбы. За неделю до того произошел драматический инцидент с задержанием траулера «Электрон».
Он был задержан за незаконный вылов в охраняемой зоне у берегов архипелага Шпицберген, после чего норвежские власти решили отправить его в порт города Тромсе. На борт «Электрона» были высажены двое инспекторов норвежской береговой охраны.
Однако после этого судно резко изменило курс и, несмотря на преследовавшие его норвежские суда, достигло российской экономической зоны. История с задержанием «Электрона» привела к ряду резких высказываний Москвы и Осло в адрес друг друга.
До полномасштабного дипломатического скандала дело не дошло. Однако инцидент не был исчерпан полностью: Россия до сих пор не соглашается с условиями вылова рыбы в районе Шпицбергена, установленными Норвегией.