О том, что российское судно задержано в территориальных водах КНДР, стало известно утром 23 февраля.
Капитан российского теплохода был вынужден приблизиться к берегу из-за сильного шторма, бушевавшего в тот день
Радист экипажа успел сообщить, что на борт «Лидии Демеш» поднялись вооруженные северокорейские пограничники и потребовали следовать за ними в один из портов страны.
После этого связь прервалась. Сразу же после инцидента российские дипломаты попытались встретиться с задержанными моряками. Однако власти КНДР отказали представителям дипмиссии, сославшись на то, что расследование еще не завершено.
Разрешение было получено спустя два дня. Генконсул РФ в северокорейском Чхонджине Евгений Валькович прибыл в порт города Кимчхэк и встретился с представителями экипажа.
«Все 25 россиян, задержанных в территориальных водах КНДР, чувствуют себя хорошо и находятся в полном здравии», – сообщили в российском генконсульстве.
В понедельник с корейской стороной был также подписан соответствующий протокол об освобождении экипажа.
Ожидается, что моряки смогут отправиться домой во вторник.
Напомним, причиной ареста теплохода «Лидия Демеш», следовавшего с грузом автомобилей из японского порта Хамата во Владивосток, послужило подозрение в незаконном проникновении в территориальные воды КНДР.
По имеющейся информации, судно было остановлено в 3–5 милях от побережья страны у мыса Мусудан, где располагается ракетный полигон КНДР. В этом районе запрещено подходить к берегу ближе чем на 25 миль.
Капитан российского теплохода был вынужден приблизиться к берегу из-за сильного шторма, бушевавшего в тот день. При этом он, по всей видимости, не предупредил заблаговременно корейские власти о намерении войти в территориальные воды КНДР, как того требуют местные правила, отмечает ИТАР-ТАСС.
Последний аналогичный случай у мыса Мусудан произошел в декабре 2005 года . Российский теплоход «Терней», принадлежащий приморской судоходной компании «Ардис» и шедший с грузом из южнокорейского порта Пусан во Владивосток, попал в шторм.
Поскольку судно относилось к классу «река – море», капитан, опираясь на нормы Международной морской конвенции, в поисках укрытия принял решение войти в территориальные воды КНДР.
Он поставил об этом в известность пограничные власти Северной Кореи и даже получил соответствующее разрешение, о чем есть запись в судовом журнале.
Но вскоре судно было остановлено северокорейскими пограничниками. Они поднялись на борт и потребовали от капитана взять курс на порт Кимчак.
Руководство судоходной компании запретило капитану это делать, опасаясь последствий шторма. В результате теплоход и 14 членов его экипажа были задержаны.
Тот инцидент разбирался с участием российских дипломатов. «Генконсульство России просило освободить судно, поскольку по международному праву оно имело право на мирный проход. По данным капитана, который поддерживает связь с судовладельцем, подход к берегу был вынужденным», – сообщили в дипмиссии.
МИД России назвал то расследование неоправданно затянувшимся.