«Генпрокуратура РФ заявила отвод судье Евгению Зубову, который председательствует на процессе по делу об убийстве журналистки Анны Политковской, в связи с его предвзятостью», – цитирует РИА «Новости» одного из участников процесса. В настоящее время суд рассматривает вопрос об отводе Зубова. Постановление по ходатайству Генпрокуратуры будет оглашено в Московском окружном военном суде в среду.
Открытое правосудие в присутствии общественности и журналистов всегда будет более справедливым, более объективным и независимым
Однако, еще находясь в статусе председателя, Зубов успел вывести из коллегии присяжного заседателя Евгения Колесова, который 20 ноября в эфире радиостанции «Эхо Москвы» заявил о том, что заседатели не просили проводить процесс по делу об убийстве Анны Политковской в закрытом режиме. Таким образом, был удовлетворен самоотвод этого присяжного.
Напомним, кровельщик с окраины столицы выступил в защиту пишущих журналистов, которых Московский окружной военный суд постановил не пускать в зал суда. Он заявил, что присяжные не просили суд закрывать процесс от прессы (на что ссылался судья), а просили лишь удалить из зала телекамеры. «Я не хочу участвовать в этом нечестном суде», – сказал Колесов и написал заявление о выходе из процесса.
Как говорится в решении суда, «присяжные не имеют права общаться с лицами, не являющимся участниками процесса», передает ИТАР-ТАСС.
Коллегию присяжных, которая рассмотрит дело об убийстве журналистки Анны Политковской, Московский окружной военный суд сформировал во вторник. Из пятидесяти явившихся в суд кандидатов в коллегию вошли двенадцать основных и восемь запасных заседателей.
Инициатива самого активного из них – Колесова – все-таки принесла плоды: процесс по делу об убийстве обозревателя «Новой газеты» было решено сделать открытым, что повлекло за собой одобрение СМИ и государственных деятелей.
Так, уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин выразил удовлетворение тем, что суд принял решение сделать рассмотрение дела открытым.
«Лучше поздно, чем никогда, – цитирует Лукина «Интерфакс». – Судебные заседания должны идти в максимально открытом режиме. Это единственный и самый главный способ стимулировать справедливость правосудия. Закрытое заседание всегда усиливает различные телефонные тенденции, тенденции больших давлений. Открытое правосудие в присутствии общественности и журналистов всегда будет более справедливым, более объективным и независимым».
Обвинение в убийстве журналистки предъявлено Сергею Хаджикурбанову и братьям Джабраилу и Ибрагиму Махмудовым.
Еще одному фигуранту – Павлу Рягузову – предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий и вымогательстве.
В отдельное производство выделено уголовное дело в отношении непосредственного исполнителя убийства Рустама Махмудова, который объявлен в международный розыск. По данным Следственного комитета, он скрывается в Западной Европе.
В уголовном деле значились девять фигурантов, однако в отношении четверых дела были прекращены, их освободили из-под стражи.
Анну Политковскую убили 7 октября 2006 года в подъезде дома на Лесной улице в Москве, где она проживала.
Картину преступления восстановили буквально по минутам: первой тело Политковской в лифте обнаружила ее соседка по лестничной клетке. На месте преступления убийца бросил пистолет и четыре гильзы. Киллер поджидал свою жертву на первом этаже на лестничной площадке. Расследование дела об убийстве журналистки было завершено 18 июня 2008 года.