XVIII церемония раздачи премий «За самые ничтожные достижения в науке» состоялась 2 октября в Гарварде. Антинобелевские награды получили десять номинантов.
XVIII церемония раздачи премий «За самые ничтожные достижения в науке» состоялась 2 октября в Гарварде
Одну из премий вручили Швейцарской федеральной комиссии по этике в биологии. Ее представители отстаивают мнение, что «у растений есть достоинство». Комиссия даже опубликовала документ «Достоинство живых существ применительно к растениям», в котором считает «морально недопустимым» причинять вред флоре, сообщает New Scientist.
Следующая награда нашла своего обладателя в США. Исследователь Дэн Эрайели из Массачусетса попытался доказать влияние цены лекарств на их действие.
Набрав две группы добровольцев, он выдал им совершенно одинаковые болеутоляющие средства. Единственная разница заключалась в том, что первой группе он сообщил, что их лекарство стоит 2,5 доллара за таблетку, а у второй - 10 центов. Тест показал, что получившие «дорогое» обезболивающее менее болезненно реагировали на пропускаемые через них разряды тока.
Целых две Шнобелевских премии были присуждены за исследование напитка Coca-Cola.
Владелицей одной из них стала Дебора Андерсон из Медицинской школы Гарварда, которая провела исследование об использовании газировки в качестве средства контрацепции.
Ее эксперимент показал, что Coca-Cola, особенно диетическая, действительно оказывает определенный эффект и обладает спермицидными свойствами.
Интересно, что другую Антинобелевскую премию по химии получили исследователи из Тайваня, чьи тесты показали противоположный результат и доказали, что ни Coca-Cola, ни Pepsi вообще не обладают спермицидными свойствами.
Отметим, что награда, задуманная как пародия на Нобелевскую премию, учреждена в 1991 году юмористическим журналом «Annals of Improbable Research» («Анналы удивительных исследований») по инициативе его главного редактора Марка Абрахамса.
Как правило, Ig Nobel Prizes вручают лауреаты настоящего «Нобеля», при этом номинанты редко отказываются присутствовать на церемонии лично.
Согласно статуту награды, она присуждается за достижения, которые «сначала вызывают смех, а затем раздумья».
Сама церемония обставлена как пародия на официальный протокол «серьезного Нобеля». Каждый год настоящие нобелевские лауреаты – в бутафорских очках, с накладными носами, в фесках и подобного рода атрибутах – приходят, чтобы вручить лауреатам Ig Nobel их награды.
Россияне получали «шнобелевку» дважды. В 1992 в области литературы её удостоился член-корреспондент РАН Юрий Стручков за то, что в период с 1981 по 1990 опубликовал 948 научных работ, то есть в среднем каждые четыре дня у него выходила в свет новая статья. В 2002 – в области экономики Шнобелевскую премию разделил с несколькими другими компаниями Газпром за применение математической концепции мнимых чисел в сфере бизнеса.
Вообще, список «открытий», совершенных лауреатами «Шнобеля», поистине потрясающ. Так, в 2001-м Иг Нобелевскую премию мира получил военно-морской флот Великобритании.
Ради экономии денежных средств во время учений курсантам-артиллеристам учебного корабля «Кембридж» Минобороны велело не стрелять из корабельных орудий, а громко и дружно кричать «Ба-бах!», обозначая залпы. Общая сумма сэкономленных денег приблизилась к миллиону фунтов стерлингов. Впрочем, иной раз «Шнобеля» вручают и по совершенно серьезному поводу, правда, с присутствием колоссальной иронии и даже концентрата мощнейшей сатиры.
Вот типичные примеры: «отец водородной бомбы» Эдвард Теллер получил одну из премий мира «за своеобразный подход к установлению полного и абсолютного мира на всей планете».
Отмечая значение «Шнобелевки» в деле популяризации научных знаний и борьбы с шарлатанством и мракобесием, «серьезные» ученые полагают, что иногда учредители «хватают лишку».
Например, как в случае с победителями 2006 года в номинации «Орнитология» Иваном Швабом и Филиппом Мэем – за сенсационное исследование, объясняющее, почему дятлы не страдают головной болью, несмотря на то что активно «бьются головой о стену».
Все дело в особом строении черепа этой упорной птицы. Специалисты отмечают, что это безукоризненно исполненное исследование, имеющее значение для развития науки о птицах.
Также критику вызвало присуждение в 2007 году награды по литературе австралийке Гленде Браун за изучение определенного артикля «the» и его особенностей, создающих проблемы при его написании и сложности сортировки в алфавитном порядке употребляемых с ним слов.