В полдень у «Художественного» толпились совершенно разные люди – пожилые интеллигенты, ультрамодные студенты и очень много людей с телекамерами, логотипы которых давали четкое представление о том, что в кинотеатре состоится значимое событие.
Кроме слов благодарности создателям этого фильма, я сейчас ничего не могу выдавить
Как и на любой закрытый показ, на эту премьеру пускали не всех, строго по спискам, так что ничего удивительного в том, что кому-то попасть было сложно. Этим тут же воспользовались грузинские журналисты с телеканалов «Рустави-2» и «Имеди», которые поторопились сообщить российским СМИ, что их не пускают. Однако организаторы быстро разрешили недоразумение, грузины прошли. Правда, скоро у них возникли новые проблемы: солнце, которое внезапно вышло из-за облаков и засвечивало лица интервьюируемых, портило им съемку. Но заговора против грузинских журналистов в этой проблеме обнаружить не удалось.
Из-за того что спикеры переходили от одной камеры к другой, а вопросы журналистов не заканчивались, пришлось даже задерживать начало показа.
Выступая перед началом фильма, генеральный продюсер фильма «Война 08.08.08. Искусство предательства» и депутат Государственной думы Константин Рыков объяснил, что создатели не ставили перед собой задачу разжечь вражду между народами – для этого и так слишком много было всего сделано. «Очень хочется, чтобы и в Грузии посмотрели этот фильм, – сказал Рыков и еще раз поблагодарил за участие в просмотре грузинских журналистов. – Просто для того, чтобы наступил мир, нужно расставить все точки над «i».
Расставить точки над «i» – это значит показать миру то, что еще не было показано. Ведь ни для кого не секрет, что в дни войны в Осетии европейские и американские телекомпании по-своему интерпретировали события. В их изложении получалось, что Россия напала на Грузию. Газета ВЗГЛЯД уже писала о том, что в реальном положении дел иностранные журналисты не особо-то и желали разбираться, а в отдельных случаях перевирали объективные факты.
«Теперь мы сделаем все возможное, чтобы мир увидел этот фильм, – заверил Константин Рыков. – Через неделю появятся его английская, испанская и китайская версии».
Кстати, кое-что уже сделано: на премьере фильма присутствовали представители международных организаций – Евросоюза и ООН. Ни до, ни после показа никаких комментариев прессе они не давали, а в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД объясняли, что таким образом пытаются проявлять политкорректность. Высказывать свое мнение по поводу фильма они не хотели, но уверяли, что такое кино снимать нужно.
Чиновники Евросоюза и ООН не ушли сразу после показа: они с интересом выслушивали жителей Цхинвала – очевидцев войны в Южной Осетии и даже во многом с ними соглашались, ведь живой рассказ всегда убедительнее картинки, за разговорами они пробовали настоящие осетинские пироги и домашнее вино...
Людям со слабыми нервами вряд ли стоит смотреть эту ленту: слишком горьки слезы стариков и женщин, слишком больно смотреть на сожженные, черные дома, на трупы мирных людей в стареньких «жигулях» – не сбылись надежды жителей Цхинвала спастись, выбраться в мир, где никто не стреляет.
Скептики уверяют, что трагедия осетинского народа уже показана и переписана во всех СМИ, что, мол, нового уже ничего не покажут. Однако есть вопрос, на который никто так и не смог ответить: кто развязал войну в Южной Осетии?
Фильм «Война 08.08.08. Искусство предательства» дает ответ на этот вопрос. В двух словах: Соединенные Штаты Америки готовятся к выборам, русофобские настроения в стране очень сильны, и кандидаты, особенно Маккейн, умело пользуются антироссийской риторикой. Усилить ее может война. В данном случае – с помощью Грузии.
Доказательств того, что против осетин воевали чернокожие наемники, бойцы НАТО, предостаточно. Так же, впрочем, как и того, что и среди своих были предатели, те, кто продал свой маленький и многострадальный народ, – члены альтернативного правительства Южной Осетии во главе с Дмитрием Санакоевым.
В этом фильме есть много интересных и ужасающих фактов не только об августе 2008 года. Фактически война между Южной Осетией и Грузией началась уже тогда, когда маленькая грузинская автономия в начале 1990-х решила отделиться (желания осетин вполне объяснимы – имея свой язык, письменность, культуру, они были вынуждены изъясняться на чужом грузинском языке). Так, руководитель Комитета информации и печати Республики Южная Осетия Ирина Гаглоева, очень мужественная, кстати, женщина, рассказывает, что осетины до сих пор не могут без слез вспоминать трагедию у села Эрдеви. Тогда грузины остановили целый автобус осетин, в основном это были старики, и живьем закопали всех.
О фильме с комом в горле говорили все – те, кто увидел хронику Цхинвала только что, на большом экране, и те, кто эти кадры пережил на улицах и в подвалах города.
Алан Кочиев один из них. «Кроме слов благодарности создателям этого фильма, я сейчас ничего не могу выдавить», – сказал он.
Депутат Госдумы Максим Мищенко тоже многие доказательства преступлений против осетинского народа видел вживую , сразу после войны. «Те впечатления, которые я испытал во время просмотра, наверное, испытают все осетины, которые были в самой гуще этих ужасных событий, – признался он газете ВЗГЛЯД. – К сожалению, электронно-лучевая трубка не может передать того, что можно видеть собственными глазами. Я не знаю, как еще это можно объяснить, но… картинка не может передать боль в глазах. На самом деле все намного глубже и все намного сильнее».
Представители грузинских телекомпаний сразу после показа как-то быстро исчезли, так что мнение этой стороны узнать не удалось. Впрочем, некоторые вопросы возникли даже у осетин. Так, по словам сотрудника представительства РСО – Алания Таймураза Гобозова, в фильме не хватало ясности в ответе на вопрос, как граждане Южной Осетии одновременно являются гражданами России. «В условиях непризнанности население Южной Осетии… они вообще не имели никакого гражданства, – объясняет Таймураз, – и Россия как правопреемница СССР спустя 10 лет выдала им гражданство, которое оговорено международным правом».
Впрочем, эти юридические тонкости вряд ли заинтересуют людей, которые в каждом подобном проекте только и видят пропаганду.
«Этот фильм не нацелен на то, чтобы убедить людей, которые априори считают, что Россия виновата во всем, – убежден писатель и руководитель съемочной группы Кирилл Бенедиктов. – Его сверхзадача заключается в том, чтобы разбудить тех, кому все равно, у кого нет четкой позиции. Во всяком случае, если фильм заставит задуматься тех, кому действительно было все равно, что случилось в Южной Осетии и где она вообще, что это за Georgia и чем она отличается от американской, если он кого-то зацепит, то мы свою задачу выполнили».
После показа зрители еще долго обсуждали фильм, а спикеры продолжали давать свои комментарии журналистам.
Напомним, что пресс-показ состоялся в старейшем московском кинотеатре «Художественный», в новом 50-местном Синем зале, предназначенном в первую очередь для эксклюзивных документальных показов. Организаторы показа выражают особую благодарность руководителю кинотеатра «Художественный» Анне Пендраковской и советнику по безопасности генерального директора ГУП «Московское кино» Олегу Ходову.