Заседание думского Комитета по законодательству с участием замначальника ГИБДД Владимира Козина привело к горячим спорам. Камнем преткновения стали первые результаты практического применения закона об усилении ответственности за нарушение ПДД. Мнения сторон разделились.
Изменения в статистике носят временный характер: велика вероятность, что число аварий станет прежним в ближайшие пару месяцев
Так, по данным замначальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ Владимира Кузина, посуточное сравнение «аварийных» цифр первого зимнего месяца в прошлом и нынешнем году доказывает, что нарушений и аварий на дорогах стало значительно меньше. Тем не менее официальную статистику за январь правоохранители еще не обнародовали и обещают представить ее на суд широкой публики 10 февраля.
Оппонентом Кузина стал замглавы думского Комитета по безопасности Геннадий Гудков. По его мнению, вступившие в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях РФ, усиливающие ответственность за нарушение правил дорожного движения, на деле оказались репрессивными мерами и не повлияли на улучшение ситуации на российских дорогах.
«Они привели только к одному ожидаемому результату – коррупция на дорогах возросла, – рассказ он в интервью газете ВЗГЛЯД. – К примеру, после новогодней ночи ряду моих знакомых было предложено откупиться за остаточный запах двумя или тремя тысячами долларов.
У одного из водителей денег не хватило. В результате с него взяли 10 тыс. рублей штрафа, а остальные деньги он отрабатывал следующие несколько дней на даче у подполковника ГИБДД и ремонтировал ему санузел».
«И это не единичный случай, – подчеркнул эксперт. – С начала года мне приходит все больше и больше писем о произволе стражей правопорядка, которые вместо того, чтобы регулировать ситуацию на дорогах, занимаются отлавливанием автолюбителей, грубо нарушая инструкции ГАИ».
По мнению парламентария, дискуссия о новых правилах заслонила более важные и сложные вопросы организации дорожного движения, на которые ни население, ни депутаты Госдумы не получили ответа.
«Ужесточение правил поделило людей на две категории. Первые могут откупиться за нарушения, но продолжат ездить как попало. Вторые не могут платить таких денег и пополняют статистику правонарушений, – возмутился Гудков. – Но кому нужны правила, которые позволяют отпускать пьяного водителя, угрожающего жизням других людей?»
С депутатом полностью согласен президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.
«Во-первых, подведение результатов за первые праздничные дни нового года выглядит несколько странно, ведь в городах в это время машин почти не было, – рассказал он газете ВЗГЛЯД. – Во-вторых, я допускаю, что россияне стали жить лучше, поэтому они приобретают дорогие машины, которые обеспечивают безопасность во время езды, что, естественно, сокращает число аварий со смертельным исходом».
Однако новые правила, по мнению Травина, к улучшению статистических показателей отношения не имеют.
«Статистика – это удел сотрудников ДПС, которые вместо того, чтобы выходить на дорогу и регулировать движения, предпочитают улучшать дорожную ситуацию на бумаге, выписывая положенное количество штрафных квитанций», – уверен он.
В то же время, по мнению юриста Союза защиты прав автомобилистов Николая Макарова, новые правила все-таки навели некоторый порядок на дорогах.
«Оба оппонента по-своему правы, – пояснил он газете ВЗГЛЯД. – Водители действительно начали аккуратнее ездить, потому что штрафы стали серьезнее, некоторых приструнила возможность ареста. Но факта коррупции это не отменяет».
По словам Макарова, реальные изменения во взаимоотношениях между водителями и сотрудниками ДПС, а также в отношении обеих сторон к букве закона последуют только тогда, когда в России пройдет реформа дорожно-поставой службы, в первую очередь пренебрегающей правилами дорожного движения.
«Ужесточение правил не повысило профессионализм сотрудников, – подчеркнул эксперт. – Так что все изменения в статистике носят временный характер и велика вероятность, что число аварий станет прежним в ближайшие пару месяцев».