Как сообщил в среду начальник Службы информации и общественных связей МВО, помощник командующего войсками округа по связям с общественностью и СМИ полковник Олег Юшков, решение о том, что в этом году в ходе парада будет использована самая современная военная техника, было озвучено на координационном совещании под руководством командующего войсками МВО генерала армии Владимира Бакина. Принимать парад будет министр обороны Анатолий Сердюков.
Проблема с проходом техники буквально упирается в Иверские ворота и одноименную часовню
Напомним, что в последний раз массовый проход военной техники по главной площади страны состоялся в 1990 году, а 9 мая 2005-го в параде, посвященном 60-й годовщине Победы, приняли участие несколько легендарных танков Т-34-85 в сопровождении современных Т-80УД.
Предполагается, что в предстоящем параде примут участие и элитные пилотажные группы российских ВВС: «Русские витязи» и «Стрижи», которые совершат пролет над центром города. Окончательное решение относительно сценария торжественного мероприятия, а также о количестве техники и войск, которые примут в нем участие, будет принято позднее, ближе к середине марта, после консультаций со специалистами-градостроителями и властями столицы.
В подмосковном Алабине уже выделена площадка, соответствующая по размерам главной площади страны, где будут проходить тренировки техники. Тогда же будет принято решение и о парадной форме войск: как известно, распоряжение о ее разработке еще в марте 2007 года отдал министр обороны Анатолий Сердюков, который будет принимать парад во второй раз.
Форма кроилась с участием известных российских модельеров, выбор же был остановлен на вариантах, представленных Валентином Юдашкиным. Правда, как выглядит новая форма, пока держится в строгом секрете.
Однако проблема с проходом техники буквально упирается в Иверские ворота и одноименную часовню, восстановленные в 1995 году (как говорят специалисты, восстановленные не слишком похоже на оригинал).
Прежде техника шла на площадь в два потока, а сейчас придется идти только справа от музея. Левый поток можно запустить с Лубянки через Никольскую улицу, правда, при этом технике придется разворачиваться почти на 90 градусов.
Если танки на такое способны (правда, с фатальными последствиями для дорожного покрытия, даже если их гусеничные цепи будут обуты в асфальтоходные башмаки), то для восьмиколесного транспортера МЗКТ-79221 комплекса «Тополь-М» длинною более 20 метров такой трюк малореален – не для того создавался.
Невозможно теперь сосредоточить технику и на Манежной – из-за подземного торгового комплекса. Впрочем, по крайней мере один раз «Тополя» (тогда еще без буквы) перед Мавзолеем проходили, но тогда указанных препятствий еще не существовало.
«Обходное» решение существует. Танки, а скорее всего это будут новейшие Т-90, поступившие недавно на вооружение «парадной» Кантемировской дивизии, могут быть доставлены к месту сбора с помощью тяжелых таковых транспортеров, как это было в 1995 году. Более легкие и компактные БМП (источник в командовании МВО утверждает, что это будут новейшие БМП-3) без проблем прибудут на площадь своим ходом.
А вот доставка ракетных комплексов – задача действительно нетривиальная: в некоторых местах придется на время снять провода городской контактной сети, уточнить параметры грузоподъемности мостов и характеристики дорожного покрытия – эти вещи могли измениться за последние годы.
Единственное, что практически не изменилось с 30-х годов, когда появление по торжественным датам в воздухе над Кремлем десятков боевых самолетов было нормой, – это небо над городом, хотя и здесь в связи с высотным строительством есть определенные проблемы.
Воздушные дефиле над площадью прекратились в хрущевские времена: не любил Никита Сергеевич авиацию, предпочитая ей ракеты. Кстати, именно тогда различные ракетные комплексы на самоходных шасси были показаны на параде. Таскали по исторической брусчатке и тяжелые баллистические ракеты, точнее, транспортно-габаритные макеты.
Как сообщил СМИ помощник главкома ВВС по информационному обеспечению полковник Александр Дробышевский, кроме упоминавшихся пилотажных групп, среди участвующих в параде самолетов и вертолетов будут Ту-160, Ан-124, современные модификации самолетов «Су» и «МиГ» и другая авиационная техника.
По словам полковника, сейчас экипажи отрабатывают слетанность в местах постоянной дислокации, а генеральная репетиция воздушного парада уже состоялась в августе 2007 года в подмосковном Монине на мероприятиях, посвященных 95-летию со дня создания дальней авиации.
Как считает источник в штабе МВО, для большинства москвичей последствия пролета останутся незамеченными – максимум несколько треснувших стекол. Зато неудобства могут испытать авиапассажиры: Московская воздушная зона на несколько часов будет закрыта для гражданских судов.
Впрочем, авиаперевозчики должны оповещаться о таких мероприятиях заранее и вносить коррективы в расписания рейсов.
Так или иначе, военные уверены, что показ техники состоится. Не для того, чтобы «пугать» потенциальных противников, и не ради демонстрации «возрожденного имперского духа», как уже написали некоторые издания.
Смысл этого действа скорее в другом: продемонстрировать urbi et orbi непреложный факт – российская оборонка не просто жива, но и производит новейшие образцы вооружения не в единичных количествах. Ради этого стоит потерпеть некоторые неудобства, которые возникнут при подготовке и проведении парада.