Первое масштабное исследование рынка караоке, проведенное в Москве, Екатеринбурге и некоторых других городах России, выявило массу интересных фактов.
Большинство россиян предпочитают петь караоке в шумных кампаниях и в кругу друзей
Компания «Сидиком», по заказу которой проводилось исследование, выяснила, что почти 80% россиян хоть раз в жизни, но солировали «под минус». Причем мотивация у любителей распеться самая разнообразная: от способа скоротать вечер в семейном кругу до оттачивания профессиональных навыков.
Как известно, музыкальный слух напрочь отсутствует только у 5% процентов человечества, причем случаи это клинические. У всех остальных он развит, хотя и в разной степени. Большинство россиян предпочитают продемонстрировать остальным собственную степень в шумных кампаниях и в кругу друзей: 50% респондентов распеваются в микрофон именно на таких вечеринках.
Любителей петь наедине с собой значительно меньше – всего 18%. Отдельную группу составляют профессиональные музыканты, использующие караоке именно как тренажер. С этой же целью караоке дарят своим детям некоторые родители, как только почувствуют в чаде музыкальный талант.
Впрочем, поют взрослые куда охотнее детей, даже если это касается «детских песен». Больше всего поклонников караоке среди молодежи 18–24 лет (26%). Немного реже солируют тридцатилетние. Начиная с сорока лет и старше, популярность такого вида досуга уменьшается. Среди граждан возраста 61–65 лет таких любителей всего 1%. Интересно, что поющих детей 10–13 лет в России примерно столько же.
Петь наши граждане любят всякое, но предпочитают шансон, «застольные» и уже упомянутые «детские» песни. Таковых любителей набралось под 19%. Несколько хуже с популярностью у русских народных песен и попсы – 11% респондентов. Около 10% отдают предпочтение саундтрекам из кинофильмов.
В общей сложности поющие граждане обеспечили российскому рынку караоке оборот в почти 400 млн рублей в год, превратив его в один из самых быстрорастущих (за год он практически удваивается, и в этом году россияне закупят дисков уже на 700 млн рублей). Причем подсчеты, разумеется, не предусматривают огромного количества контрафактной продукции.
Лицензионные диски, фонограммы для которых компании готовят самостоятельно, стоит в среднем 250 рублей, «пиратские» – почти вдвое дешевле.
Возможностей распеться у россиян предостаточно. Помимо домашних комплектов, караоке-оборудование установлено в большинстве баров, в парках отдыха предусмотрено немало уличных точек (особенно много их в курортной зоне). Кроме того, набирает обороты сеть профессиональных клубов (сейчас в Москве их 20), плата за вход в которые может составить до 10 тыс. рублей, а исполнение одной песни там стоит не менее 300 рублей.
Однако далеко не каждое заведение работает легально. По закону, с каждой исполненной композиции клуб обязан перечислить средства автору композиции. Но таких примеров единицы.
Родиной караоке, что ясно уже из названия, является Япония («кара» – пустой, «оке» – оркестр). В стране восходящего солнца этот вид проведения досуга популярен настолько, что поют там даже в парикмахерских и посредством мобильного телефона.
Впервые устройство, транслирующее музыку без слов, соорудил барабанщик японской рок-группы Дайсуке Иноуэ. С помощью этого аппарата группа развлекала своих поклонников во время перерывов: фанатам раздавали бумажки с текстами песен, и барабанщик запускал свое ноу-хау.
Пела публика с удовольствием, но популярным караоке стало лишь спустя 15 лет – в 80-х. В Россию новое увлечение добралось только в 1999 году – тогда был выпущен первый отечественный караоке-диск.
Примечательно, что за свое изобретение, покорившее впоследствии полмира, Дайсуке не получил ровным счетом ничего, если не брать в расчет полученную им в 2004 году «Шнобелевскую премию» за самое бесполезное изобретение. Недогадливый изобретатель просто не удосужился запатентовать новинку.