Специалисты ЮНЕСКО проанализировали ситуацию с поступлением в вузы в 60 государствах мира. Как сказано в их докладе, «незаконные поборы при зачислении в вузы, взяточничество на экзаменах, присвоение средств, выдача фальшивых дипломов и другие злоупотребления распространены как в развитых, так и в развивающихся странах».
На Украине подготовка в престижный вуз обходится в 10 тыс. долларов при средней зарплате 100 долларов
Причем в некоторых странах утечка из фондов, направляемых на нужды школ, достигает 80%. Например, в финансовой отчетности школ Гондураса число учителей завышено на 5% по сравнению с числом фактически работающих, а в Папуа – Новой Гвинее – на 15%.
Одной из проблем стран СНГ исследователи назвали фактическую подмену бесплатного образования системой частных репетиторов. «В странах бывшего СССР наем репетитора считается обычной практикой», – говорится в докладе. Среднюю стоимость часа занятий с репетитором в России оценили в 10 долларов, в Азербайджане – в 40 долларов. А на Украине подготовка в престижный вуз обходится в 10 тыс. долларов при средней зарплате 100 долларов.
Специалисты ЮНЕСКО рассматривают репетиторство как один из способов нелегальных взаимоотношений между преподавателями вуза и абитуриентом. Как говорит один из авторов доклада Мюриель Пуассон, «для того, например, чтобы поступить в университет, абитуриент вынужден брать частные уроки у университетских преподавателей, которые могут предоставить информацию о содержании вступительных экзаменов».
Авторы доклада пишут, что в России ежегодная общая сумма взяток за поступление в вузы составляет 520 млн долларов.
Еще интереснее ситуация на Украине, где еще и вуз вынужден платить взятку. «По свидетельству руководства некоторых частных университетов Украины, быстрое и положительное решение о выдаче лицензии или аккредитации, обязательных для всех 175 частных вузов страны, обязательно сопровождалось дачей взятки», – говорится в исследовании.
В докладе также приводятся различные факты коррупции в высшем образовании: нарушения в трансграничном образовании, создание фиктивных университетов, изготовление поддельных дипломов и фальшивая аккредитация учебных заведений. «Число рекламируемых в Интернете фиктивных университетов, выдающих непризнанные дипломы, выросло с 2000 по 2004 год с 200 до 800», – утверждают авторы исследования. Чаще всего дипломы вузов из стран бывшего СССР покупают жители Армении.
В качестве положительного примера эксперты ЮНЕСКО приводят Азербайджан, где внедрение информационных технологий и контроль со стороны независимой комиссии помогли добиться прозрачности при проведении и оценке вступительных экзаменов в вузы. Антикоррупционные меры принимаются также в Киргизии, Литве, Молдавии и на Украине.
«Я рассматриваю выводы этого доклада как призыв к действию», – заявил генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура. По его словам, коррупция приняла такой размах, что ее вред выражается не только в миллиардных убытках, но и в подрыве жизненно важных начинаний по достижению цели «Образования для всех».
«Цифра в 520 млн долларов, приведенная ЮНЕСКО, удручающая, но близка к реальной», – комментирует выводы доклада заместитель директора Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина.
Расходы государства на высшую школу составляют около 220 млрд рублей, а теневые 520 млн долларов – это примерно 5%, пояснила она. «Пять процентов, конечно, не много, но менее ужасной сумма взяток от этого не выглядит», – сказала госпожа Абанкина газете ВЗГЛЯД.
Кстати, по данным Высшей школы экономики, объем взяток в вузах в России в 2 раза выше, чем считают специалисты ЮНЕСКО. «Разница в цифрах в том, что мы включаем в наше исследование еще суммы, которые платят репетиторам», – пояснила Абанкина.
Она считает, что дальше будет только хуже и сумма взяток вряд ли начнет уменьшаться. «Теневая экономика следует белой, которая растет», – говорит она.