Транспортные проблемы Москвы испытали на себе все участники конференции. Некоторые докладчики, например, чтобы «точно успеть», выехали пораньше, но, не просчитав ситуацию на дорогах, приехали за час до начала.
Транспортный коллапс в Москве наступит, когда число машин в городе приблизится к 4,5 млн штук
Спланировать свое время и прибыть вовремя сумел только ведущий круглого стола – зам главного редактора газеты «Ведомости» Александр Губский. «Для этого пришлось поехать на метро», – признался он.
«Заторы на московских дорогах – это уже не только социальная, но и экономическая проблема города. Мы не успеваем на встречи, бизнес, не имея возможности планировать свое время, несет колоссальные убытки», – сказал Губский.
Судя по выступлению первого вице-мэра столичного правительства Юрия Росляка, дальше будет только хуже. «По оценке некоторых специалистов, транспортный коллапс в Москве наступит, когда число машин в городе приблизится к 4,5 млн штук», – признал он. Сейчас в столице зарегистрировано 3,3 млн авто, с каждым годом их число увеличивается на 300 тысяч – то есть до часа икс осталось 4 года.
Как выходить из этого кризиса – власти, судя по всему, не совсем понимают. Юрий Росляк говорил о строительстве перехватывающих парковок, развитии городского транспорта (в том числе речных трамваев), строительстве Четвертого кольца (при этом признав, что Третье кольцо практически не улучшило ситуацию), введении автоматизированной системы управления движением, расширении дорог и т.д.
«Наука о дорожном движении доказывает – расширение дороги не является решением проблемы, так как каждый следующий перекресток замедляет движение», – сказал президент немецкой компании «Штрассенхауз» Роланд Липп.
По словам немецкого эксперта, одним из возможных решений могло бы стать кольцевое движение на перекрестках, так как, согласно расчетам, это увеличивает пропускную способность в несколько раз. Но для «колец» требуется больше площади, а пространство, особенно в центре, ограничено.
«Поэтому должна быть поставлена задача поиска решения нового уровня – оно должно быть глобальным, не наносящим вреда окружающей среде и не требующим больших бюджетных средств», – сказал Липп.
В качестве примера он привел разработанный его компанией проект дорог будущего – это дорога с односторонним движением без светофоров и перекрестков. И проходит она по крышам жилых домов.
Суть проекта в следующем: инвестор строит здание (высотой около 12 метров – примерно 5 этажей), которое можно использовать как под жилье, так и под офисы. А на крыше дома сооружается дорожное полотно. «Дороги второго уровня акустически и визуально незаметны для окружающих», – утверждает Липп.
Проезжую часть от находящегося под ней этажа здания отделяют специальные материалы, чтобы дом не вибрировал, а защитные боковые экраны поглощают шум. Но и сам этаж тоже служит на благо города – там проводятся коммуникации, система вентиляции, абсорбирующая выхлопные газы и беспилотная система транспортировки грузов – это мини-поезда, использование которых позволяет заменить в городе 500 грузовых автомобилей в день.
Господин Липп показал фотографию дороги второго уровня в Штутгарте. Въезд на второй уровень напоминает обычную многоуровневую парковку. А варианты самих домов могут быть очень разнообразными – таун-хаусы, магазины. Кстати, специально для Москвы компания уже разработала план строительства таких дорог. Судя по карте, специалисты предлагают сделать их практически по всем «вылетным» магистралям столицы.
На вопрос, во сколько обойдется Москве строительство таких дорог будущего, господин Липп ответил весьма оригинально. «Строительство таких дорог приносит доход», – перевела его ответ переводчик. «Приносит доход», – повторил он на ломаном русском и добавил уже по-немецки: «Потому что мы строим здания, а они приносят прибыль». Кстати, дороги второго уровня – платные.
«Может ли такой проект быть реализован в Москве?» – спросил корреспондент газеты ВЗГЛЯД у присутствующего на конференции депутата Мосгордумы Ивана Новицкого. «Ну а почему нет», – ответил он.