По данным экспертов, каждые трое из 10 новорожденных в России появляются на свет с генетическими нарушениями. По мнению многих ученых, как в России, так и за рубежом одной из главных причин этой и многих других демографических бед является использование ГМО в продуктах питания. Если не установить жесткий контроль в данной сфере, на российском рынке в конечном итоге будет преобладать продовольствие, употребление которого ставит под угрозу здоровье нации.
На проходившем в Госдуме во вторник круглом столе «О совершенствовании законодательства по вопросам здорового питания населения» президент ОАГБ Александр Баранов озвучил открытое письмо в адрес главы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В документе открыто указывается на неполноценность исследований, проведенных в России в отношении разрешенных 15 ГМ-линий. В связи с этим Роспотребнадзору предлагается временно приостановить разрешение на использование уже зарегистрированных в РФ 15 ГМ-линий до получения результатов исследований каждого продукта, а также объявить временный мораторий на использование в пищевых продуктах новых ГМ-линий.
Вопреки мировой практике
Европейские коллеги господина Онищенко реагируют на исходящие от ГМ-продуктов угрозы куда более адекватно
Оппонентами ОАГБ по вопросу использования генетически модифицированных продуктов оказались специалисты НИИ питания РАМН и ведомство господина Онищенко. Позиция НИИ питания вызвала недоумение экспертов: по мнению пищевиков, содержащие трансгены продукты безвредны, хотя ученые – биологи и экологи в США и особенно Европе бьют тревогу и успешно добиваются запрета на ГМ-продукты в своих странах.
В Госдуме был обнародован такой факт. Ассоциация биологической, экологической и продовольственной безопасности провела экспертизу продуктов из числа тех, что ранее были исследованы подчиненными главного государственного санитарного врача и признаны не содержащими генно-модифицированных добавок. Результат: в 16 продуктах из 20 обнаружены трансгены.
Европейские коллеги господина Онищенко реагируют на исходящие от ГМ-продуктов угрозы куда более адекватно. В марте 2007 года группа французских ученых выявила, что ГМ-кукуруза MON 863 американского производителя «Монсанто», ранее одобренная для питания Евросоюза, токсична для печени и почек млекопитающих. Сообщение специалистов из Комитета по независимой информации и исследованиям в области генной инженерии (Париж), Института биологии университета Кана, университета Руана (Мон-Сент-Эньян) наделало много шума. Европейская комиссия по безопасности пищевых продуктов срочно начала консультации по выявленным рискам. Этот же продукт распространяется американцами по всему миру. В России ГМ-кукуруза MON 863 разрешена с 2003 года. Однако тревожное сообщение французских ученых, видимо, пока не смутило ни Роспотребнадзор, ни другие ведомства.
Любопытно, что опасный продукт не проходил должных исследований. Вопреки «Методическим указаниям по медико-биологической оценке пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных источников», утвержденным самим Геннадием Онищенко в 2000 году, проверка проводилась на одном вместо пяти поколений подопытных животных. Аналогичная ситуация с другими 15 линиями ГМ-сортов – качественного обследования на предмет безопасности для человека они не проходили. Россияне не подозревают об опасности, потому что употребляют неисследованные ГМ-продукты, не зная об этом.
Трансгены в России
Вопрос о ГМ-продуктах в Европе решается жестко: города, области и целые страны объявляют себя «территориями, свободными от ГМ-продуктов». Власти Франции, Дании, Польши, Сербии, Великобритании и других стран на национальном либо региональном уровне отказываются от ГМ-продукции. Швейцарцы недавно полностью отказались от них, проведя референдум. Несколько проще в США, но согласно последним соцопросам многие американцы просто не знают о данной проблематике.
В России борьба за безопасное продовольствие только началась. Людмила Стебенкова, председатель Комитета по здравоохранению Мосгордумы, принимавшая участие в круглом столе в Госдуме, сообщила, что в Москве борьба с опасными ГМ-продуктами уже ведется. Действует введенный по ее инициативе закон города, запрещающий закупку ГМ-продукции на бюджетные средства. Таким образом, детсады, школы, вузы, больницы и прочие госучреждения ограждены от данного риска. Однако на федеральном уровне серьезных перемен в этой области не происходит. Вот лишь один пример российской реальности.
Производители продовольствия (например, колбасы) обязаны указывать на упаковке содержание ГМ-компонентов. Нарушение влечет штраф в размере 10 тыс. рублей – смешная сумма для любого производителя. В результате граждане покупают продукцию, о происхождении которой ничего не знают.
По словам госпожи Стебенковой, этим летом при поддержке правительства Москвы откроется независимая лаборатория, где граждане смогут тестировать продукты на наличие трансгенов. Однако проверить все содержимое прилавков наших магазинов там будет явно затруднительно. После открытого письма ОАГБ все ждут реакции г-на Онищенко. Захочет ли Роспотребнадзор прислушаться к экспертам и оградить граждан от риска употребления вызывающих сомнение продуктов питания?