Ближайшее воскресенье станет на час короче – его укоротит переход с зимнего времени на летнее.
Если бы организму наносился большой вред, то жители ЕС уже давно отменили бы смену времени. Они-то умеют заботиться о своем здоровье
Впервые стрелки на зимнее время предложили переводить в Великобритании – англичанин Уильям Уиллет из графства Кент предложил более эффективно использовать светлое время суток с целью повышения экономических показателей производства. Парламент принял этот закон, правда, 25 лет спустя – поводом стала война, которая требовала большого количества ресурсов, так что любая экономия приветствовалась. С тех пор подданные Ее Величества спорят о том, нужно ли это, и на сегодняшний день голоса «за» и «против» разделились примерно поровну.
Во всем мире стрелки часов переводят в 110 странах мира, еще 130 не рискуют этого делать. В этой игре человечества со временем есть и плюсы, и минусы – правительству каждого государства остается только решить, что для их страны приоритетнее.
Россия впервые «перевела стрелки» в 1917 году, а ежегодной эта процедура стала с 1981 года – соответствующее решение принял Президиум Верховного совета СССР. В 1991 году была попытка отменить деление времени на летнее и зимнее, но нагрузка на энергетику оказалась слишком сильной, а потрясений в стране и без того хватало. За последние пять лет было две попытки отменить существующий режим сены времени – одна исходила из Томской области, другая – от группы депутатов Госдумы, но обе успехом не увенчались.
Между тем экономия электроэнергии в момент перевода стрелок ежегодно получается ощутимая. Энергетики заверяют, что в дни смены времени экономится около двух миллиардов киловатт-часов электроэнергии и приблизительно полтора миллиона тонн угля. Соответственно, в почву попадает на 400 тонн шлаков меньше, а в атмосферу – на 50 тысяч тонн вредных выбросов.
Остается еще один, может быть, самый важный вопрос: а как отражается перевод времени на здоровье человека? Здесь мнения разделились.
Заместитель начальника управления метрологии Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Никита Фатьянов рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД, что некоторый дисбаланс в организм смена времени вносит, но последствия от него несущественны. «Если бы организму наносился большой вред, то жители ЕС уже давно отменили бы смену времени – они умеют заботиться о своем здоровье. ВОЗ уже давно бы отменила эту систему» – отметил Фатьянов.
Он подчеркнул, что организм человека настроен на солнечные часы и перевод времени на час вперед гармонирует с тем, что солнце начинает вставать раньше. «Федеральное правительство поручило нашему агентству разработать концепцию закона «Об определении времени в РФ» – совсем недавно было принято соответствующее решение. Сроков исполнения нам не устанавливали, но закон собираются принять в середине 2008 – начале 2009 года», – рассказал Фатьянов.
Однако не все ученые согласны с тем, что временные скачки не вредят здоровью человека. Ведущий научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН Владимир Ковальзон заявил корреспонденту газеты ВЗГЛЯД, что внутренние биологические часы человека – очень сложный механизм и при таких временных скачках его работа серьезно нарушается.
«Смещается буквально все – от режима сна и питания до гормональных циклов. Тяжелее всего это переносят дети, инвалиды и люди с сердечной недостаточностью – они приходят в себя не меньше недели», – подчеркнул Ковальзон.
Он заметил, что экономия электроэнергии и ресурсов есть, но при этом никто не считает, чего стоит задержать или ускорить все поезда и самолеты. «В результате экономия получается копеечная. А вот если бы в подъездах и квартирах научились лампочки вовремя гасить, экономия была бы больше», – заявил Ковальзон.
Европейский опыт научного сотрудника также не убеждает: он заявляет, что для Европы, в которой всего три часовых пояса, эта разница не так существенна, как для России, в которой часовых поясов одиннадцать. «Необходимо отменить временные переходы и жить исключительно по поясному времени – это наиболее естественно для человека», – резюмировал Ковальзон.