В среду Еврокомиссия предложит на рассмотрение Европарламента проект закона, обязывающий европейские автоконцерны добиться к 2012 году снижения выбросов углекислого газа своих машин на 18% – со 160 г/км до 120 г/км.
Сейчас транспорт является единственной отраслью экономики Европы, в которой выбросы CO2 непрерывно растут
Эта инициатива еврокомиссара по вопросам охраны окружающей среды Ставроса Димаса – часть глобальной стратегии EС по борьбе с изменением климата. Сейчас транспорт является единственной отраслью экономики Европы, в которой выбросы CO2 непрерывно растут опережающими темпами все последние 15 лет.
По мнению Ставроса Димаса, добиться снижения вредных выбросов не так уж и сложно: усовершенствованные двигатели, качественные покрышки, биотопливо – и цель может быть достигнута. Однако он столкнулся с серьезным противостоянием не только руководителей автоконцернов, но и властей председательствующей сейчас в ЕС Германии, так как закон ударит прежде всего по ее автопрому, выпускающему преимущественно мощные автомобили.
Правительство ФРГ уже назвало задачу невыполнимой для своих автостроителей, а министр транспорта Германии Вольфганг Тифензи призвал Eврокомиссию не стричь всех под одну гребенку. «Нам нужен свод правил, учитывающих особенности разных сегментов рынка; несправедливо, чтобы производители малых автомобилей отдыхали, а всю нагрузку несли бы компании, выпускающие машины с большим рабочим объемом двигателя», – цитирует его Euronews.
Встала на защиту немецкого автопрома и канцлер Ангела Меркель, которая выразила надежду, что закон будет учитывать и интересы бизнеса.
Но инициаторы введения новых стандартов напоминают, что Eврокомиссия еще 10 лет назад призвала автостроителей добровольно перейти на производство более экологичных моторов. Однако, по словам эксперта неправительственной организации «Транспорт и экология» Аата Петера, за десять лет автостроители добились сокращения выбросов лишь на 10–12%. «То есть компании использовали две трети отведенного им времени на то, чтобы выполнить задачу лишь на треть. Этого явно недостаточно», – говорит он.
Но у Европейской ассоциации автостроителей свой взгляд на вопросы экологии – там считают, что на ниве борьбы за чистоту окружающей среды ее членами уже сделано немало: новые автомобили выбрасывают СО2 на 13% меньше, чем модели 1995 года.
Предложение Димаса, как передает британская ВВС со ссылкой на источники в автоиндустрии, приведет к удорожанию себестоимости новой легковой машины на 2,5 тыс. евро, что сделает ее неконкурентоспособной, например, с японскими автомобилями (которые, кстати, гораздо экологичнее).
Более того, эксперты говорят, чтобы добиться снижения выбросов на 18% за пять лет, недостаточно просто изменить конструкцию двигателя или перейти на биотопливо – для этого потребуется даже изменение поведения водителей: например, они должны вовремя переключать скорости.
Кстати, сами потребители пока не выказывают особого интереса к машинам с меньшим объемом двигателя и меньшим количеством выбросов. В той же самой Германии, несмотря на постоянное повышение стоимости автомобильного топлива, продолжается рост популярности легковых автомобилей с мощными двигателями.
По данным Deutsche Welle*, если в 2000 году доля новых машин с двигателями от 136 до 190 л.с. составляла 14,5%, то в первом полугодии 2006 года – 27,1%. Число машин с моторами мощностью от 340 л.с. даже удвоились: с 0,4 до 0,8% первичного рынка. В группах машин с объем до 68 л.с. и до 136 л.с., напротив, отмечено снижение.
При этом эксперты отмечают, что сокращения выбросов CO2 можно достичь менее дорогостоящими способами, чем внедрение новых технологий. Среди одной из таких мер, в частности, называется уменьшение загруженности дорог.
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента