Уже не первый месяц аналитики отмечают, что в российской армии налицо перемены, причем однозначно конструктивного характера. Причем едва ли не в первую очередь это относится к самой, пожалуй, болезненной теме – отношения между армией и обществом.
Перемены к лучшему
Судя по всему, в ближайшее время финансирование армии заметно возрастет – и напрямую встанет вопрос об укреплении финансовой дисциплины
Традиционно Минобороны отличалось чрезвычайной закрытостью. С одной стороны, это объяснимо спецификой ведомства (собственно, и само словосочетание «военная тайна» ассоциируется с армией), с другой – это вызывало недовольство целого ряда институтов гражданского общества.
Однако в последнее время ситуация начала постепенно изменяться, причем именно по инициативе руководства министерства. Конец прошлого года ознаменовался сразу двумя важными решениями.
С одной стороны, при министерстве был создан Общественный совет, и он уже начал свою деятельность своеобразного инструмента гражданского контроля над военными. В течение года члены совета намерены в числе прочего активно посещать армейские части в регионах.
В числе прочего предполагаются и «культурные мероприятия»: среди членов нового органа немало популярных деятелей искусства. Кстати, и возглавляет совет известный артист и режиссер Никита Михалков. Одной из главных задач общественники называют столь острую проблему, как борьба с дедовщиной.
А к середине февраля была реализована и еще одна инициатива Минобороны – создание при воинских частях родительских комитетов. Теперь родители солдат (в первую очередь, разумеется, новобранцев) смогут напрямую получать информацию о том, как проходит служба у их сыновей; эта обязанность ляжет на заместителей командиров воинских частей по воспитательной работе. При этом предусмотрена и обратная связь: военные готовы выслушивать пожелания от родителей.
Все это в сочетании с сокращением сроков службы выглядит достаточно привлекательно. Однако некоторых смутили недавние перестановки в правительстве страны, затронувшие и военное ведомство. Напомним, что министр обороны Сергей Иванов пошел на повышение, получив пост первого вице-премьера, а его место занял бывший главный налоговик Анатолий Сердюков.
Возникшие было опасения можно сформулировать примерно так: не прекратятся ли полезные инициативы последнего времени с уходом Сергея Иванова?
Чего ждать от нового министра?
Анатолий Сердюков |
А вот бесспорно полезный момент – это именно жизненный опыт нового министра. Собственно, новая диспозиция понятна уже сейчас: чисто военные функции, связанные с оперативным управлением войсками, сосредоточатся в Генштабе, а министр будет выступать в роли «крепкого хозяйственника».
Судя по всему, в ближайшее время финансирование армии заметно возрастет – и напрямую встанет вопрос об укреплении финансовой дисциплины. И вот тут-то у бывшего налоговика появится настоящий простор для творческой деятельности – как непосредственно в области финансов, так и в сфере снабжения.
Подобная конфигурация, при которой министр – гражданский человек вполне распространена в Европе и показала себя самым лучшим образом. Неудивительно, что о новом раскладе в Министерстве обороны вполне доброжелательно откликнулось большинство экспертов.
Причем, что любопытно, среди доброжелателей оказались отнюдь не только те, кого принято считать союзниками Кремля. Даже такой известный критик режима, как лидер Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова, настроена вполне благодушно: «Что касается Сердюкова, то, думаю, это неплохое решение Путина. Бывший глава налоговой службы отлично знает все лазейки, куда могут утекать бюджетные средства, где можно украсть. А это, наверное, сегодня одна из важнейших задач – сберечь, направить на дело те огромные средства, что вкладываются в оборону».
«Ну а нашими проблемами, правозащитными, работой непосредственно с людьми будет заниматься Главное управление Минобороны по воспитательной работе. Как и раньше», – добавила наиболее известная «солдатская мать».
С учетом обычной риторики г-жи Мельниковой касательно происходящего в военном ведомстве данные слова звучат едва ли не как комплимент. Что лишь подтверждает общую оценку ситуации: перемены в руководстве Минобороны никак не помешают развитию позитивных тенденций, а по ряду позиций конструктивным изменениям будет дан конструктивный толчок.