Крысы и мыши – древнейшие спутники человека. Сейчас уже сложно определить точную дату появления зверьков на Земле, а уж тем более тот момент, когда они стали досаждать людям своим присутствием.
Уолт Дисней, часто приговаривавший, что «все началось с мышки», на самом деле всю жизнь безумно боялся мышей
По данным исследователей, слово «мышь» именно в привычном нам русском произношении существует и в древнейших языках. Например, в латинском зверек назывался «mus» или «mys». Любопытно, что слово «mush», обозначающее на санскрите «мышь», близко по звучанию к слову «воровать» – видимо, уже тогда люди были хорошо знакомы с повадками грызунов.
В Античности существовал настоящий мышиный культ. Писклявых малышей содержали и разводили в храмах, построенных в честь бога Аполлона, который считался покровителем грызунов. В одном храме могло содержаться до 2 тыс. зверьков одновременно.
Первым дошедшим до нас памятником культуры, увековечившим грызунов в истории, стала одна из поэм Гомера: в ней по приказу бога Аполлона зверьки подгрызли ремешки щитов высадившихся на остров Крит завоевателей, что и решило исход битвы.
В Китае мышей использовали для предсказаний, в Японии белым мышам приписывали волшебные качества, а вот в Египте они были символом зла и разрушения. Последнее толкование со времен географических открытий перекочевало и в Европу, когда по всему континенту распространилась страшная эпидемия чумы.
Реабилитацию грызунам принес кинематограф. Около 80 лет назад на свет появился легендарный персонаж по имени Микки-Маус, созданный на студии величайшего мультипликатора прошлого столетия Уолта Диснея.
Первый мультфильм с участием Микки вышел в 1928 году и назывался «Сумасшедший аэроплан». Нарисовал мышонка не Уолт Дисней, а первый аниматор диснеевской студии – Аба Иверкс. Но уже в мультфильме «Пароходик Вилли» мышонок заговорил голосом Диснея. Кстати, сначала Микки-Мауса хотели назвать Мортимером, но затем продюсеры сочли это имя слишком громоздким.
Да и вид мышонка в первые годы «жизни» сильно отличался от настоящего. Впервые свой нынешний облик, знакомый миллионам, он обрел в полнометражном мультфильме «Фантазия», снискавшим небывалую популярность.
В его послужном списке числится 132 анимационных фильма. Мультсериал «Шоу Микки-Мауса» снимают до сих пор, он остается изюминкой Диснейленда, и весь мир наводнен его изображениями. «Состояние» Микки-Мауса оценивается в 5,8 млрд долларов.
Кстати, сам Уолт Дисней, часто приговаривавший, что «все началось с мышки», на самом деле всю жизнь безумно боялся мышей.
Второй по популярности представитель семейства – мышонок Джерри. Со своим напарником котом Томом он снялся в 250 анимационных лентах. Сладкая парочка, придуманная в 1939 году Уильямом Ханной и Джозефом Барбарой, заработала 7 премий «Оскар». Свои окончательные имена герои получили только во второй серии мультфильма – изначально кота звали Джаспер, а мышку – Джинкс. Кстати, эти персонажи остаются классикой немой мультипликации. Единственный фильм, в котором они заговорили, с треском провалился в прокате.
Замечательные роли принадлежат и другим мышкам. Например, персонажам диснеевской «Золушки» 1950 года, которые во всем помогали главной героине.
В российской индустрии анимации тоже были свои герои. К примеру, мышата из мультфильма «Приключения кота Леопольда». Все знают фразу: «Леопольд, выходи, подлый трус!» Однако мало кто помнит, что тощего проказника звали Митей, а Мотей – толстого серого увальня.
А чего стоит обаятельная мускусная крыса Чучундра – персонаж рассказа Редьярда Киплинга «Рикки-Тикки-Тави», бережно перенесенный на экран советскими мультипликаторами. Или крыса Шушара из «Буратино» и крыса Лариска – верный клеврет старухи Шапокляк, одного из самых афористичных персонажей советской анимации. Невозможно забыть и персонажей «Щелкунчика», которые вслед за главным героем переходят из книги на экран, а с экрана – на сцену Большого театра.
Однако «герои нового времени» принадлежат к современной зарубежной мультипликации.
Так, в 1999 году на киноэкранах впервые появился маленький Дон Кихот мышиного мира – Стюарт Литтл. Поначалу это была добрая семейная сказка о крохотном существе, воспитанном в семье людей, затем – мультипликационный фильм, который с легкой руки Майкла Дж. Фокса обзавелся продолжением в Голливуде в виде настоящего полнометражного фильма.
Чуть позже на экранах кинотеатров появился новый мультипликационный гимн семейству грызунов, главный герой которого заговорил голосом Хью Гранта. В этом мультфильме впервые за долгое время речь шла именно о крысах.
Продолжение эта тема получила летом 2007 года благодаря шедевру французской анимации под названием «Рататуй» режиссера Брэда Берда, повествующему о приключениях крысы Реми, мечтавшего стать настоящим поваром. Благодаря своей сообразительности он наконец реализует свои мечты с помощью поваренка Лонгвини. Это был 8-й полнометражный анимационный фильм, созданный студией Pixar, и, пожалуй, самый успешный.
Даже в нашумевшей истории о «Гарри Поттере» крысе удалось сыграть свою роль. Один из слуг Воланда Де Морта, который появляется в третьей части поттерианы, Питер Петтигрю, провел 13 лет в образе крысы. Сначала он попал в качестве домашнего любимца, крысы по имени Короста, к Перси Уизли, а затем перешел к его младшему брату Рону, лучшему другу Гарри Поттера, в смерти родителей которого он был повинен.
А вот скульпторы, к примеру, так и не изменили своего взгляда на крысу. Они считают этих грызунов неприятными животными и используют их образ тогда, когда хотят вызвать у зрителя чувство отвращения. К примеру, Катарина Фритч произвела фурор, представив в 1992 году скульптуру «Крысиный король». Те, кто видел этот клубок из трехметровых грызунов, сделанных из железа и полиэстера, утверждали, что страшнее могут быть только живые крысы.
Единственными людьми, отношение которых к этим животным не меняется много лет, остаются медики. Они далеки от высокого искусства, но они уж точно знают, что белые лабораторные крысы достойны памятника за свои труды на благо человечества.