Проверка фирм, торгующих пиротехникой, началась в Москве с середины месяца. Она проводилась милиционерами совместно со специалистами МЧС.
В лучшем случае несертифицированная пиротехника не сработает, в худшем – взорвется прямо в руках
Основное внимание уделялось качеству продукции, условиям ее хранения и реализации. Итогом проверки стал арест 10 тонн пиротехнических изделий, поскольку у предприятий, которые их распространяли, отсутствовали лицензии на их сбыт. Сейчас склады с опасной продукцией опечатаны и решается вопрос о приостановке деятельности этих фирм.
«В этом случае мы имеем дело даже не с контрафактной продукцией, а с продукцией, которая хранится в неправильных условиях, – рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД руководитель пресс-службы Управления по борьбе с экономическими преступлениями Москвы Филипп Золотницкий. – Она находилась в пожароопасном месте и представляла угрозу для людей, работающих в этом здании. Именно поэтому нам пришлось наложить на нее арест».
Также сотрудники ГУВД вплотную приступили к проверке магазинов и торговых центров. Когда они посетили «Ашан» в Марфине, то обнаружили более 5 тыс. петард, продававшихся без сертификатов соответствия. Осуществлялось с нарушениями и хранение товара: он лежал посреди торгового зала в тележках супермаркета. В случае чьей-нибудь неудачной шутки взрыв в магазине мог произойти в любой момент.
В Москве подобные случаи уже происходили. Три года назад в «Мосмарте» на Ярославском шоссе случился сильный пожар, вызванный взрывом петарды. Тогда покупатели были вынуждены спасаться бегством.
Еще около 10 тыс. единиц пиротехники правоохранительные органы изъяли в Подмосковье. Контрафактные петарды, фейерверки, бенгальские огни и шутихи на сумму более 1,6 млн рублей были обнаружены ими в гипермаркете в Одинцове. В ближайшее время милиционеры продолжат проверять крупные магазины и места оптовой новогодней торговли.
Скрупулезность, с которой проводятся ревизии, оправданна. По статистике одна из самых распространенных причин, по которой люди обращаются в травмпункты во время зимних праздников, – это взрывы пиротехники. Чаще всего непроверенные «забавы» заканчиваются ожогами рук, рваными ранами с повреждением сухожилий, случается, даже отрывает пальцы. Нередко эти травмы становятся следствием неправильного обращения с изделиями, но не меньшая опасность исходит от контрафактной продукции.
Приобретая несертифицированную пиротехнику, покупатели должны понимать, что имеют дело с огнеопасными веществами, безопасность использования которых не гарантирует никто. В лучшем случае такая покупка просто не сработает. В худшем – взорвется прямо в руках.
Еще два года назад доля контрабандной пиротехники, поступавшей в Россию, составляла около 30%. Как правило, ее перевозят обычные «челноки». По словам финансового директора «Русского фейерверка» Сергея Куракина, немалая часть контрабанды поступает в Россию через границу с Украиной. Что же касается китайской пиротехники, то в последние годы ее качество значительно улучшилось.
Более того, практически вся пиротехника, продаваемая сейчас в России, изготавливается в Китае. Если внимательнее смотреть на продукцию, зачастую имеющую чисто российское название, можно увидеть надпись «Сделано в КНДР». Сейчас практически вся официально поставляемая из Китая продукция продается под тремя брендами: «Салют России», «Русский фейерверк» и «Большой праздник». Причем название торговой марки на коробочку в большинстве случаев наносят еще в Поднебесной. Тем более стоит проверять сертификаты, разрешающие продажу петард и фейерверков.
«Сейчас уже сложно говорить о том, что некачественная пиротехника поступает в Россию из какой-то конкретной страны, – подчеркнул руководитель пресс-службы Управления по борьбе с экономическими преступлениями Москвы Филипп Золотницкий. – А в некоторых случаях даже наличие всех разрешений не гарантирует стопроцентной безопасности. К сожалению, так происходит, когда продукция хранится с нарушениями правил. Именно выявлением таких случаев мы сейчас и занимаемся».
Стоит отметить, что популярность пиротехники среди россиян в преддверии Нового года возрастает многократно. Только в 2005 году она была реализована на сумму не менее 40 млн долларов.
Рынок фейерверков растет очень быстрыми темпами. По оценке президента общественной организации «Салют России» Олега Сотникова, прирост составляет минимум 15% в год.
Финансовый директор ООО «Русский фейерверк» Сергей Куракин высказывается еще более оптимистично – около 50% прироста в год.