«Проект ARS (Aerospace Rally System), или многоцелевой суборбитальный ракетоплан для космических полетов и аэрокосмических гонок, разрабатывается нами в инициативном порядке совместно с ЦАГИ, МГТУ им. Баумана и Институтом военной медицины», – сообщил профессор МАИ Геннадий Малышев, выступая в четверг на III Международной научной конференции «Ракетно-космическая техника: фундаментальные и прикладные проблемы», сообщает РИА «Новости».
На проектируемых ракетопланах можно будет устраивать «космические гонки» и даже выполнять фигуры высшего пилотажа
Трехместный ракетоплан будет предназначен для суборбитальных космических полетов, то есть тех, которые не предполагают выхода на околоземную орбиту.
В относительно небольшой герметичной кабине ракетоплана могут разместиться пилот и два пассажира или груз весом 300 кг.
По проекту ракетоплан будет стартовать на высоте 20 км с истребителя МиГ-31С. Его предполагается оснащать гибридным ракетным двигателем разработки института им. Келдыша, который будет работать на смеси жидкого кислорода и бутадиенового каучука, уточняет РИА «Новости».
Космический аппарат построен по схеме «бесхвостка» с хорошо развитыми закрылками и внешне напоминает известный проект «Клипер» разработки РКК «Энергия», только значительно меньшего размера и веса.
Получасовой полет на высоту до 130 км после отделения от носителя на высоте 20 км может проходить как в ручном, так и в автоматическом режиме. Посадку предполагается осуществлять как на аэродром, так и с помощью парашюта.
При этом перегрузки для экипажа составят 4–5 единиц, то есть как при посадке на используемом сейчас космическом корабле «Союз».
Стоимость одного туристического места в космическом аппарате, который будет строиться по проекту ARS, составит 50–60 тыс. долларов, уточнил научный руководитель проекта профессор Малышев.
Для космического путешественника это гораздо дешевле, чем если бы ракета запускалась с космодрома, добавил один из участников проекта – представитель МГТУ им. Баумана Александр Мурзаев.
«Использование воздушного старта – более дешевое решение, чем при запуске с наземного комплекса, примерно в 3 раза», – отметил он.
За рубежом аналогичный полет обойдется не дешевле чем в 100 тыс. долларов за одно место.
Тем не менее острые ощущения космическим туристам гарантированы: во время полета экипаж будет находиться в высотных скафандрах и сможет – насколько позволяет тесная кабина – ощутить невесомость в течение 3–4 минут.
Кроме того, с участием проектируемых ракетопланов можно будет устраивать соревнования по полетам на максимальную высоту и дальность, то есть «космические гонки», и даже выполнять фигуры высшего пилотажа на высоте более 30 км, приводит слова Мурзаева РИА «Новости».
Но ракетоплан пригодится не только для развлечения. Авторы проекта уверены, что он может использоваться для изучения верхних слоев атмосферы и ионосферы, проведения экспериментов невесомости и дистанционного зондирования Земли.