Закон о внедрении двухуровневой системы образования вызвал в Совете Федерации жаркие споры. Категорически против перехода на европейскую систему обучения выступил председатель Совета Федерации Сергей Миронов, который призвал коллег не поддерживать нововведение.
Фундаментальность и конкурентоспособность нашего образования была доказана десятилетиями
«Я – принципиальный противник этого закона, поскольку с его принятием наше образование потеряет конкурентоспособность, а право студентов на бесплатное образование будет резко ограничено», – сказал он.
Спикер верхней палаты российского парламента считает, что Россия в свое время «сделала большую стратегическую ошибку», заявив о намерении присоединиться к так называемому Болонскому процессу, передает РИА «Новости».
«Фундаментальность и конкурентоспособность нашего образования была доказана десятилетиями, но, беря непонятные и не самые лучшие образцы, мы сами его (образование) разрушаем», – считает он.
Кроме того, спикер Совета Федерации опасается, что с принятием закона россияне потеряют право на бесплатное образование. «Этим законом не мытьем, так катаньем в России вводится платное образование – ведь магистратура практически для всех будет платной, и таким образом бесплатное высшее образование в России становится эфемерным», – заявил Миронов.
Миронов выразил несогласие с теми, кто считает, что Россия должна стремиться к конвертируемости своих дипломов о высшем образовании. «Зачем нам признание наших дипломов за границей – и так страшная утечка мозгов, и так некому работать! Для кого мы будем готовить специалистов – для зарубежного дяди?» – возмутился он.
В первом круге при необходимых 90 голосах за принятие изменений проголосовали 80 сенаторов, против – 31, а 18 воздержались.
Предложение о повторном голосовании по ранее отклоненному закону внесла вице-спикер палаты Светлана Орлова.
В поддержку новой системы обучения высказался глава Минобразования Андрей Фурсенко. По его словам, закон предусматривает более жесткую качественную подготовку по системам бакалавриата и магистратуры.
«Я не знаю ни одного случая, чтобы бакалавры, закончившие обучение в двух лидерах образовательного процесса – МГУ и Санкт-Петербургском университете, не принимались бы на работу», – сказал он. Также министр отметил, что в стране устойчиво, на 30% ежегодно растет финансирование вузовского образования и, соответственно, будет увеличиваться финансирование каждого бюджетного места.
Он не согласился с тем, что введение двухуровневой системы окончательно разрушит традиции советской образовательной системы. «Мы сегодня боремся с тем, что происходило в последние 15 лет, и этот закон только сохранит традиции системы советского образования. И мы не должны привязывать закон к тупому следованию Болонскому процессу», – считает Фурсенко.
Со второй попытки за закон проголосовали 113 сенаторов, 12 выступили против и 7 воздержались.
После того, как сенаторы со второй попытки одобрили закон, они без дискуссий и вопросов продолжили обсуждение вопросов повестки.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, законопроектом вводятся два уровня высшего образования в России – бакалавриат и магистрат.
По мнению первого вице-спикера Госдумы Олега Морозова, положительный эффект от перехода на двухступенчатую систему высшего образования очевиден.
«На сегодняшний день бакалавриат есть далеко не во всех институтах. В результате реформы российские студенты получат документы международного образца», – пояснил Морозов газете ВЗГЛЯД.
Между тем противники законопроекта опасаются, что он вызовет массовую «утечку мозгов». Многие преподаватели удивляются, почему образцом для подражания выбран именно опыт Западной Европы. Основные нарекания экспертов вызывает невозможность подготовить грамотного специалиста за столь короткий период.
В частности, согласно поправкам, первый уровень – бакалавриат – предусматривает 3–4 года обучения, второй – магистратура – два года после бакалавриата, а по некоторым программам – в частности, медицинским – вузы продолжат готовить специалистов не менее пяти лет.
Предполагается, что с 1 сентября 2009 года российские вузы будут полностью соответствовать требованиям Болонской конвенции, регулирующей общие стандарты европейского высшего образования.