Ученому из Университета Техаса удалось разгадать тайну самых певучих скрипок в мире.
Изготовители музыкальных инструментов скорее всего кипятили дерево в растворе воды с солями, чтобы защитить его от грибков
Как оказалось, тайна скрипок Страдивари заключается не только в климате, в котором произрастали леса Кремоны, но и в химической обработке, которой подвергалось дерево, из которого они изготавливались.
К такому выводу пришел биохимик из Университета Техаса Йозеф Нагивари, который подверг пять скрипок, созданных в одно время, но в разных мастерских, испытанию. Среди исследованных инструментов были скрипка (1717) и виолончель (1731) работы Страдивари, скрипка Гварнери (1741), а также скрипка парижского мастера Бернарделя (около 1840), а также скрипка лондонского мастера Генри Джея (1769).
Ученый провел спектографию в инфракрасном излучении и магнитно-резонансные исследования, благодаря которым он мог рассмотреть состав дерева, из которого были изготовлены инструменты, почти на молекулярном уровне. В скрипках из Кремоны он обнаружил постороннее вещество, химический элемент, которым обрабатывали дерево перед тем, как превратить его в музыкальный инструмент.
Однако, как известно, ни Страдивари, ни Гварнери не обладали широкими познаниями в алхимии. Ученый предположил, что изготовители музыкальных инструментов скорее всего кипятили дерево в растворе воды с солями, чтобы защитить его от грибков. На сегодняшний день точный рецепт этого раствора не известен, однако, можно предположить, что у биохимика из Техаса уже есть идеи на этот счет, тем более, что после завершения научных опытов он сам создал скрипку, которую промыл в соляном растворе.
Инструмент, изготовленный ученым, подвергся акустическому тесту, в результате которого было доказано, что звучание этой скрипки сопоставимо со звуком кремонских инструментов. Стоит, однако, заметить, что результаты этого теста не были опубликованы, и никто не может их проверить.
Кроме того, Нагивари исследовал древесину клена, выработанную в тоже время, но происходящую из Центральной Европы и Боснии, которые используют современные мастера скрипичного дела.
Однако, как выяснилось, следы химической обработки, секретом которой обладали лишь мастера прошлого, в результате которой молекулярные связи в древесине разбивались и уплотнялись, были обнаружены только в инструментах из Кремоны. Однако, мастера, изготавливающие инструменты в ту пору, не могли знать об этом.
«Истинная проблема, – говорит Карло Кьеза, эксперт по истории струнных инструментов, сам занимающийся их изготовлением, – состоит в невозможности объективным способом оценить качество скрипки.
Тот же Страдивари создавал инструменты, которые звучали лучше, и инструменты, которые звучали хуже. Он использовал различные породы дерева. Трудно поверить, что секрет заключается в соляной бане».
«Деревья в Восточных Альпах, – продолжил Кьеза, – срубались зимой и сплавлялись по реке. Деревья вылавливали уже в Венецианской лагуне, иными словами, в соленой воде».
Необычно мягкий и мощный звук этих скрипок объяснялась различными факторами. Считалось, что это зависит и от лака, которым покрывали инструменты, и секрет которого мастера скрывали, и от климата, незначительное изменение которого в Северной Италии в XVI веке привело к увеличению твердости и плотности древесины, пишет газета La Repubblica (перевод публикует Inopressa).