Соответствующий законопроект – «О регулировании передвижения автотранспортных средств на отдельных городских территориях» – разработан членами Комиссии Мосгордумы по экологической политике. Его обсуждение назначено на вторник.
Как будут отбираться районы, куда запретят въезд на автомобиле, в законопроекте тоже пока не сказано
Согласно положениям документа, который оказался в распоряжении газеты «Коммерсантъ», в Москве будут введены так называемые «зоны ограниченного для автомобилей доступа». Это «городские территории, подверженные сверхнормативной техногенной нагрузке на окружающую среду, въезд и передвижение в которых в целях обеспечения экологической безопасности ограничивается», поясняется в законопроекте.
Въезд в эти зоны будет либо запрещен вовсе, либо разрешен лишь в определенное время суток или по определенным дням недели – в зависимости от экологических характеристик автомобиля. При этом жители районов, попадающих в действие зон, оперативные службы, а также автомобили, «сопровождаемые органами внутренних дел», смогут попасть на территорию без всяких ограничений.
Всем остальным миллионам московских автомобилей будет присвоен так называемый «экологический класс» – некий «классификационный код», который характеризует машину в зависимости от уровня выбросов. Правда, сейчас «экологический класс» (например, «Евро-2» или «Евро-3») пишется в ПТС только у автомобилей, которые сошли с конвейера не ранее 2006 года. Остальным водителям, видимо, придется получать «сертификат соответствия в порядке, установленном правительством Москвы». Сейчас процедура его выдачи обходится в сумму около 200 долларов.
Как будут отбираться районы, куда запретят въезд на автомобиле, в законопроекте тоже пока не сказано, - авторы оставили это на усмотрение «органа исполнительной власти, осуществляющего госуправление в области охраны окружающей среды». Но, судя по всему, первыми районами, где ограничат движение, будут пределы Бульварного или Садового кольца.
Об этом, кстати, уже не раз заявлял московский мэр Юрий Лужков, который, побывав в некоторых европейских столицах, пообещал перенести в Москву опыт ограничения въезда в центр. К примеру, проезд в центр Лондона в будни c 7.00 до 18.30 стоит 5 фунтов (около 10 долларов). В Таллине въезд в центр запрещен вообще, такую же схему собираются ввести власти Парижа.
Также из законопроекта не ясно, как именно будет ограничиваться движение. Ранее руководитель столичного Департамента природопользования и охраны окружающей среды Леонид Бочин говорил, что «скорее всего, это будут автоматические шлагбаумы, открываемые при помощи специальных карт с встроенным микрочипом». По словам чиновника, такие карточки будут выдаваться только тем автовладельцам, машины которых соответствуют экологическим нормам «Евро-2» и «Евро-3».
Эксперты считают, что реализация этого законопроекта только ухудшит автомобильное движение в столице. «Сейчас через центр города проходит серьезный транзитный поток машин, и далеко не все водители захотят платить деньги за сертификат либо не смогут проехать из-за неэкологичности машины. В результате они поедут в объезд, что приведет к перегрузке Садового и Третьего транспортного кольца, а там и так очень серьезные пробки», - пояснил «Коммерсанту» эксперт столичного Центра исследований транспортной инфраструктуры Борис Ткаченко. Экологическую обстановку эти меры также не улучшат – наоборот, «объезжающий центр транспорт насытит прилегающую атмосферу выхлопами», уверен он.
А глава Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин заверил, что такое решение и вовсе противоречит Кодексу об административных правонарушениях. «Согласно 12-й главе КоАП, у водителя запрещено требовать какие-либо пропуска, талоны или карточки – таким образом законопроект разрешает то, что запрещено федеральным законодательством», – поясняет он.