Как остановить вымирание населения России, Соколин не знает и предлагает задать этот вопрос демографам и политикам.
Статистику делают мигранты
Вскоре перепись населения выявила, что замужних женщин в СССР на 6 млн. больше, чем женатых мужчин
За первое полугодие в России родилось 715 тыс. человек, а умерло 1 млн. 131 тыс. человек – отсюда и вычисляется цифра естественной убыли населения в год. 2005 год был еще хуже: в первом полугодии родилось 720 тыс. человек, а умерло 1 млн. 181 тыс. и естественная убыль составила 462 тыс. россиян. Соколин назвал цифру, которую вывели ученые ФСГС: чтобы в России поддерживался нулевой демографический баланс (в этом случае население и не убывает, и не прибавляется), каждая россиянка должна родить по 2,13 ребенка.
«Цифра эта достоверна, как число пи, – заявил Соколин и напомнил, что на сегодняшний день рождаемость в России достигла отметки 1,34. Такая проблема не только у России – во всей Европе понемногу сокращается население, хотя темпы у всех, конечно, разные.
Одной из главных причин стала свобода женщины. В XX веке женщины получили равные права с мужчинами практически во всем, и в развитых странах женщины все активнее делают свою карьеру в самых разных областях вплоть до политики.
Однако когда леди собирается делать карьеру, в начале пути ей предстоит выбор: или отказаться от детей на ближайшие годы и посвятить себя бизнесу, или стать домохозяйкой, у которой заботы о детях и домашнем очаге выйдут на первый план. Как правило, молодые целеустремленные женщины выбирают первый вариант, что медленно, но верно сказывается на демографическом уровне 450-миллионного населения Европы.
Соколин добавил, что в Европе самый высокий уровень рождаемости во Франции –1,89, а самый низкий в Польше – 1,22. «Но за чей счет появляется такая статистика, кто воспроизводится в той же Франции? Минимум 10% – это арабы-иммигранты, которым их вера прямо диктует: сколько раз женщина забеременела, столько и должна родить», – отметил Соколин.
Вопросы для политиков и демографов
Владимир Соколин признал повышение пособий на роды и детей существенным элементом демографической политики (фото ИТАР-ТАСС) |
Опыт повышения рождаемости с помощью государственных мер в нашей стране уже был. В марте 1943 года был издан указ, освобождающий мужчин от алиментов, который просуществовал около 10 лет и свою кратковременную функцию выполнил – ненадолго рождаемость повысилась. Правда, вскоре перепись населения выявила, что замужних женщин в СССР на 6 млн. больше, чем женатых мужчин.
Небольшой бум рождаемости произошел и в конце 80-х, в эпоху перестройки, когда в стране царило время больших надежд. Однако демографический спад гораздо стабильнее – после кризиса 98 года в стране не родилось целое поколение, заметил Соколин.
Каким образом повысить рождаемость в России, Соколин ответить затруднился, зато отметил два основополагающих факта, которые важны в формировании демографической ситуации в любой стране.
Первый – глобальные демографические изменения в стране являются долгим процессом, который требует не одного десятилетия, и резкие бумы рождаемости и смертности обычно являются исключениями из правил. Второй – универсальным способом исправления демографического кризиса признаны мигранты, и ничего лучшего пока не придумали.
Вместе с тем Соколин признал повышение пособий на роды и детей существенным элементом демографической политики. Об эффективности этой меры говорить пока еще рано, поскольку с озвучивания этой правительственной инициативы в мае еще не прошло 9 месяцев.
В качестве еще одной меры по увеличению рождаемости, которая успела позитивно зарекомендовать себя в других странах, Соколин назвал повышение пенсионного возраста в стране. Он отметил, что из всего бывшего СССР этого не сделали Белоруссия, Украина и Россия, а вот в Прибалтике, где это было сделано, наблюдается устойчивый прирост населения.
Как именно повышение пенсионного возраста связано с продолжительностью жизни, Соколин объяснить не сумел и предложил вопросы вроде «что нужно, чтобы спасти страну от вымирания» или «нужны ли России мигранты» задавать демографам и политикам.