Всероссийский центр изучения общественного мнения представил данные о том, что для россиян является предметом гордости за страну, и о том, хорошо ли наши соотечественники знают государственную символику России.
Государственные символы России – флаг, герб и гимн – как предмет гордости за свою страну отмечают всего 7%
Среди ассоциаций, которые возникают у россиян при мысли о России, большинство вспомнили историю страны и ее народа. Таких среди опрошенных 57%, сообщает ВЦИОМ.
Во вторую очередь россияне гордятся территорией страны, о ней упомянули 35%. 33% людей назвали место, где родились и выросли, а 28% – родную природу. Среди ассоциаций также присутствуют русский язык, литература и искусство, душевные качества народа, его великие представители.
ВЦИОМ отметил, что больше всего – с 43 до 57% – возросла за прошедший год значимость таких понятий, как прошлое, история страны. Родной природой стали гордиться на 9% больше людей – ее значимость повысилась с 19 до 28%, а великих людей упомянули на 12% больше опрошенных, чем в прошлом году, – если в 2005-м таких было 11%, то сейчас 23%. Государственные символы России – флаг, герб и гимн – как предмет гордости за свою страну отмечают всего 7%.
86% опрошенных смогли правильно назвать, что изображено на гербе; 8% дали ошибочный ответ. Как упоминает ВЦИОМ, информированность россиян о государственной символике нынешней России – ее гербе, флаге и гимне – неодинакова. Например, государственный флаг знаком населению не так хорошо, как герб. Верно указать его цвета и их расположение на флаге смогли немногим более половины опрошенных – 58%. Треть респондентов – 34% – точно знают цвета флага, но неверно указывают их расположение.
Наименее информированы россияне в отношении гимна. Верно назвать его первые слова смогли только 34%. Неверных ответов оказалось больше – 36%, а 30% опрошенных не смогли вспомнить его слова. Если уровень информированности о гербе и флаге за последние два года практически не менялся, то о гимне – заметно возрос: за это время доля россиян, знающих его слова, увеличилась с 19 до 34%.
Информированность о государственной символике среди молодежи заметно выше, чем среди людей старшего возраста.
Точно знают, что изображено на российском гербе, 90% молодежи и 73% респондентов от 60 лет и старше. Доля правильных ответов о государственном флаге среди молодежи вдвое выше, чем среди пожилых опрошенных, – 64% и 31% соответственно. Первые слова гимна страны известны каждому второму молодому респонденту (47%) в группе 18–24 лет и каждому четвертому в возрасте от 60 и выше (27%).
По отношению к государственным символам респонденты испытывают преимущественно положительные эмоции. 53% испытывают гордость и восхищение, 24% симпатию. Несколько слабее эти эмоции выражены по отношению к государственному флагу (49% и 26% соответственно) и гербу (47% и 26%). Негативные чувства и эмоции в связи с государственной символикой испытывают от 1 до 3% респондентов. Еще 17–21% опрошенных отмечают, что относятся к этим символам безразлично. Всего было опрошено 1594 человека в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России.