«Катастрофа самолета произошла в 10.18 по московскому времени. Штурмовик, который выполнял плановый полет, упал в лесной массив», – сказал официальный представитель ВВС. «Обстоятельства катастрофы выясняются», – добавил Дробышевский. Сейчас к месту катастрофы направлены два вертолета поисково-спасательной службы. Предварительные итоги по расследованию причин крушения самолета Су-25 ВВС России – отказ техники.
Причиной трагедии стало резкое изменение видимости в районе полета, что привело пилотов к столкновению с горой
По факту катастрофы боевого самолета Су-25, разбившегося около Брянска, заведено уголовное дело по статье «Нарушение правил полетов или подготовки к ним». Для выяснения причин падения штурмовика Су-25 создана специальная комиссия под руководством главы службы безопасности полетов ВВС России Олега Коляды.
Члены комиссии готовятся вылететь в Брянскую область. Над местом трагедии постоянно барражируют самолет Ил-76 и вертолет Ми-8 поисково-спасательной службы. В настоящее время на вооружении ВВС находится, по сведениям из открытых источников, около 250 самолетов Су-25 трех модификаций.
Первый полет Су-25 состоялся в феврале 1975 года, то есть через три года после «выхода в свет» американского А-10 Warhog, в сравнении с которым «наш» имел большую тяговооруженность и большую максимальную скорость, но гораздо меньшие габариты. Имея под крылом 10 точек подвесок, штурмовик способен был поднять более 4 тонн боевой нагрузки.
В первом же полете на полигоне летчиков поразила высокая точность стрельбы и бомбометания, хотя прицельно-навигационное оборудование ничем не отличалось от того, что было установлено на самолетах Су-17М2 или Су-17М3. «Грач» (так прозвали Су-25) позволял на практике реализовывать правило «там, где прицельная метка, – там бомба и снаряд».
Вообще в войсках Су-25 заслужил репутацию надежной машины. В год российские ВВС теряют в небоевых условиях не более одного такого самолета. Последний крупный инцидент с «Грачами» случился еще в 2001 году, когда в районе Итум-Кале с радаров наземных служб исчезли сразу два штурмовика этого типа. Как показало тщательное расследование, самолеты не были сбиты чеченскими боевиками – причиной трагедии стало резкое изменение видимости в районе полета, что привело пилотов к столкновению с горой.
Но случались с Су-25 инциденты и более серьезные. Вероятно, первым «Грачом», потерянным 14 декабря 1981 по чисто технической причине, был самолет, принадлежавший 200-й ОШАЭ (отдельная штурмовая авиаэскадрилья). Погиб старший летчик капитан Дьяков Михаил Евгеньевич. Причиной стала потеря управления самолетом в поперечном канале при пикировании на цель. Для вывода из пикирования не хватило высоты, и штурмовик врезался в вершину горы.
Как выяснила комиссия, созданная для изучения катастрофы, летчик, увлекшись атакой, превысил допустимое число Маха, при этом произошло кренение самолета и потеря эффективности воздушных тормозов. Впоследствии специалисты ввели необходимые изменения в конструкцию поверхностей управления, на более поздних сериях частичным изменениям подверглись киль и крыло штурмовика.
Однако, по словам пилотов, работающих на этих машинах, в некоторых режимах (например пикирование под углом, близким к 40 градусам, или при превышении скоростного режима) управление самолетом становится тяжелым и от пилота требуется повышенное внимание во избежание катастрофы.
Что сыграло в данном случае трагическую роль: человеческий фактор или отказ техники – покажет расследование. Однако ясно, что машине 20-летней давности нужна замена. И она есть – созданный на базе того же «Грача» полностью цифровой штурмовик Су-39. Однако видят его строевые летчики главным образом на авиашоу.