По словам заместителя главкома ВВС России генерал-полковника Александра Зелина, произнесенным на пресс-конференции еще в мае минувшего года, всего российская армия планирует закупить 300 таких машин, из них 20, как предполагают военные, – уже до конца 2006 года, «как только будут завершены государственные испытания».
Не серия, но не прототип
В арсенале Ми-28Н имеется новейшее вооружение. Это сверхзвуковая высокоточная управляемая ракета «Атака», которая поражает танки
Таким образом, на сегодняшний день можно говорить не столько о серийной машине, сколько о вертолете установочной, или «нулевой», серии. На таких сериях в условиях реальной эксплуатации выявляются все недостатки техники, «просмотренные» на прототипах (ввиду их малочисленности: всего два), вносятся изменения согласно пожеланиям летного и технического состава – короче, выявляются «детские болезни» летательного аппарата.
Это делается, чтобы в войска поступила надежная, удобная в эксплуатации и боеспособная машина. Первый серийный Ми-28Н впервые совершил полет в конце декабря 2005 года. На сегодняшний день на этой машине выполнено 140 полетов, из них 136 зачетных (т. е. без отказов техники и вооружения), что является достаточным основанием для начала серийного выпуска таких вертолетов.
С учетом доведения технических характеристик вертолета до высокого уровня в ходе испытаний государственная комиссия еще в апреле этого года приняла решение заключить трехлетний контракт между Минобороны РФ и «Росвертолом» на поставку вертолетов. На первом этапе (до 2010 года) ВВС, как планируется, получат более 50 вертолетов Ми-28Н.
К производству «Ночных охотников» сейчас готовится завод ОАО «Росвертол» в Ростове-на-Дону. Однако сроки их поставок в войска пока еще точно не определены. В мае замгендиректора «Роствертола» Виталий Павлов заявил, что испытания Ми-28H продлятся еще 9 месяцев, а закупки машины начнутся не раньше 2007 года.
Прежде чем обрести свой нынешний облик, Ми-28Н прошел очень длительный путь развития. Его предшественник, Ми-28А (код НАТО - Havoc), впервые поднялся в воздух еще в 1982 году, в рамках конкурса МО СССР по созданию тяжелого вертолета огневой поддержки нового поколения. Его конкурентом был прототип В-80, не что иное, как будущий Ка-50 «Черная акула» (код НАТО – Hocum).
Очевидно (и военные этого на скрывали), что речь шла о создании адекватного ответа на появившийся много раньше американский ударный вертолет с усиленными противотанковыми возможностями McDonnell - Douglas АН-64 Apache. Дело в том, что основной в то время (да и сегодня) вертолет огневой поддержки Ми-24 «Крокодил» различных модификаций еще вполне справлялся со своими задачами, однако его противотанковые возможности (особенно с появлением новых танков) стали недостаточны. И если противотанковое вооружение «Крокодилов» еще можно было довести до приемлемого уровня (что и было доказано модернизацией части Ми-24 в Ми-35), то возможности по ведению ночного боя и уничтожению малоскоростных воздушных целей (типа вертолетов или «дронов») оставались невысокими.
Между тем американцы все большее значение стали придавать таким параметрам вертолета, как возможность действовать ночью и скрытно – днем, и уже во всю вели НИОКР по созданию ночного «Апача» - AH-64D Apache Longbow. Изюминкой нового проекта стала прицельная станция AN/ASQ-170, размещенная над втулкой несущего винта.
Это позволяло вертолету зависать за препятствием, выставив над его краем лишь контейнер станции, и при обнаружении цели выполнять короткий «подскок» с применением оружия, после чего так же скрываться. Таким образом, Ми-28А устарел еще в «пеленках» и в таком виде никаких решающих преимуществ перед модернизированным Ми-24 не имел.
Та же судьба постигла и Ка-50, изначально задуманный как первый в мире одноместный боевой вертолет. Если пилотировать машину и вести бой благодаря комплексу автоматизации пилот «Черной акулы» еще мог, то для обслуживания прицельной станции нужен был второй член экипажа или другой вертолет – целеуказатель. Принимать на вооружение заведомо устаревшие машины не было смысла. Ка-50 выпустили ограниченной серией, но работы по обоим комплексам было решено продолжить.
Доброй охоты!
Вертолет Ми-28Н (фото ИТАР-ТАСС) |
Ударный вертолет Ми-28Н, являющийся модификацией вертолета Ми-28А, впервые был поднят в воздух 14 ноября 1996 года. Основное отличие от Ми-28 заключается в том, что все органы управления бортовым оборудованием интегрированы в единую систему. Это позволило разместить в отдельных кабинах летчика и штурмана-оператора.
Все текущие параметры полета выводятся посредством системы отображения информации, состоящей из шести многорежимных ЖК-индикаторов, - по три в каждой кабине (как на истребителях 4-го поколения). Кроме того, у каждого из членов экипажа имеется группа резервных приборов на случай аварийных ситуаций.
На вертолете применена единая вычислительная среда в составе трех центральных бортовых компьютеров (БЦВМ) и целого ряда периферийных систем. Интегрированный комплекс бортового оборудования Ми-28Н при решении боевых задач обеспечивает пилотирование с огибанием рельефа местности как в ручном, так и в автоматическом режиме.
На вертолете в шарообразном обтекателе над втулкой несущего винта установлена многофункциональная радиолокационная станция, которая обеспечивает выдачу информации о целях и препятствиях, включая отдельно стоящие деревья и провода линий электропередач, делая возможным круглосуточный полет на предельно малой высоте в 5-15 метров даже в сложных метеоусловиях.
В арсенале Ми-28Н имеется новейшее вооружение. Это сверхзвуковая высокоточная управляемая ракета «Атака», которая поражает танки с динамической защитой брони благодаря тандемной боевой части: первая БЧ преодолевает элементы динамической защиты, вторая поражает непосредственно броню.
Расширены возможности по ведению воздушного боя: такие цели может поражать как «Атака», так и сверхзвуковая управляемая ракета «Игла В» класса «воздух-воздух», применяемая по принципу «пустил-забыл». Имеется на борту и подвижная пушечная установка с пушкой 2А-42 калибра 30 миллиметров. Благодаря селективному питанию пушки экипаж может выбрать тип снаряда непосредственно во время боя.
Кроме того, пушка унифицирована по боеприпасу с орудиями аналогичного калибра, устанавливаемыми на БМП-2 и БМП-3, что позволяет пополнять боекомплект, подсев в расположении ближайшей мотострелковой части. Максимальная скорость вертолета составляет 324 км/ч, крейсерская - 265 км/ч. Скороподъемность - 816 м/мин, практический потолок - 5700 м, практическая и перегонная дальность - 500 и 1107 км соответственно.
Судьба «Черной акулы»
«Черная акула» |
А что же станет с конкурентом «Ночного охотника» - знаменитой «Черной акулой», о которой в свое время был даже снят довольно зрелищный фильм? Действительно, вертолет получился очень неплохой! Но «Акулу» подвело жесткое требование военных, которые непременно хотели видеть на боевом вертолете прицельную станцию, размещенную над несущим винтом.
А учитывая, что винтов таких у Ка-50 два и размещены они друг над другом (соосная схема – фирменный стиль КБ Камова), размещение штанги и контейнера такой станции (что само по себе задача непростая) увеличило бы высоту колонки винтов, и без того немалую, более чем до трех метров – что абсолютно неприемлемо!
Однако «Акула», а также ее наследник – двухместный вертолет Ка-52 «Аллигатор» – не останутся ржаветь ненужным хламом где-то на краю аэродромов и не станут мишенями на полигонах ВВС. У этих вертолетов есть одна особенность – отличная динамика и очень высокие пилотажные характеристики. Посетители авиасалонов не раз могли убедиться, какие немыслимые для вертолета обычной схемы эволюции способны проделывать эти машины в воздухе. А двухместный Ка-52 к тому же оснащен еще и мощным комплексом ночного применения.
В связи с этим для семейства Ка-50 видятся две роли. Во-первых – это борьба в воздухе с себе подобными машинами, легкомоторными и малоскоростными самолетами-нарушителями (ВВС Колумбии и Венесуэлы уже несколько лет используют вертолеты, порой сбивая или принуждая к посадке самолеты наркобаронов).
Кроме того, соосные вертолеты – почти идеальная платформа для применения оружия: если обычный вертолет по законам аэродинамики висит с креном и летит со скольжением, то соосный висит в воздухе «как влитой», и пилоту почти не требуется парировать его скольжение в полете.
Этим машинам уготована роль скальпеля для нанесения хирургически точных ударов. Что косвенно подтверждают слова Главкома ВВС Владимира Михайлова: «Ка-50 и Ка-52 – как бы его модификация, будут приняты на вооружение в ограниченном количестве. В том числе для проведения спецопераций. Так что я убежден: решение, что Ми-28 – основная машина, верное. А вертолеты фирмы «Камов» пойдут на экспорт и для выполнения спецзадач».