Основные направления развития московской подземки можно разделить на три группы: реконструкция, строительство и внутренние проблемы.
Нормы рынка
В соответствии с принятой программой, до 2007 года в столице появится 19 километров новых линий метро
Дмитрий Гаев рассказал, что руководство столичного метро постоянно предпринимает шаги по улучшению комфорта и безопасности пассажиров. В 2006 году была запущена пятилетняя программа, в рамках которой будут заменены все эскалаторы, которые прослужили 50 лет или больше. Сейчас после реконструкции открылась станция «Семеновская», ведутся работы на станциях «Таганская» и «Маяковская», на очереди станция «Арбатская» Арбатско-Покровской линии.
Кстати, по первоначальному плану «Маяковскую» планировали открыть к концу 2006 года, однако после пристального изучения фронта работ оказалось, что сроки недостаточны. Теперь выход к концертному залу им. Чайковского планируют открыть в I квартале 2007 года – при этом саму станцию планируют привести в тот же вид, в каком она была при открытии в 1938 году.
Гаев подчеркнул, что метрополитен полностью влился в систему рыночных отношений, дотационным предприятием больше не является, и все ремонтные работы проходят без привлечения государственных инвестиций. То есть фактически ремонт метро оплачивают его пассажиры.
По словам Гаева, существует программа по замене вагонов подвижного состава в столичном метро на более комфортные, соответствующие международным нормам по всем показателям – например, по степени шума внутри вагона во время движения.
Из двенадцати линий московского метро семь полностью оснащены всеми средствами широкого информационного доступа – в том числе и камерами видеонаблюдения в вагонах. От этого нововведения уже появилась ощутимая польза: благодаря видеозаписи сотрудниками правоохранительных органов был задержан человек, который поздно вечером на кольцевой линии обокрал спящего пассажира. Виновный привлечен к уголовной ответственности, и главным доказательством его вины стала видеосъемка.
Новое кольцо
Первым участком нового кольца станет отрезок, соединяющий станции «Полежаевская», «Сокол» и «Савеловская» |
Москва продолжает расти, и ее метро продолжает расширяться – правда, подземелье за поверхностью явно не успевает. Вернее, не успевало – Гаев неоднократно подчеркивал, что недостаточные темпы строительства метро связаны с недостаточными инвестициями. Теперь эта проблема в прошлом – программа по развитию сети метрополитена принята до 2010 года и средствами обеспечена полностью.
В соответствии с программой, до 2007 года в столице появится 19 километров новых линий метро – в частности, строительство второй кольцевой линии может начаться уже через год. Речь о необходимости второго кольца, которое будет пролегать с внешней стороны первого на расстоянии двух-трех остановок, идет с 70-х годов, однако реализация проекта неоднократно останавливалась из-за нехватки средств.
В настоящее время подготовлен проект постановления правительства Москвы, в котором уже определены сроки проектирования и строительства нового пересадочного контура. Рассматривать его будут до августа 2006 года, а к середине 2007 года должно быть подготовлено экономическое обоснование проекта. Строительство, по словам Гаева, займет 30-40 месяцев – предположительно, первым участком нового кольца станет отрезок, соединяющий станции «Полежаевская», «Сокол» и «Савеловская».
В начале сентября этого года откроется станция «Международная». Сейчас на новой станции остались только отделочные работы и доработка автоматической системы пассажирского пропуска. Впрочем, сроки целиком зависят от решения государственной комиссии, принимающей работу, – она начнет проверку нового объекта с 15 августа.
Отвечая на вопросы, связанные с интервалами в 12-15 минут в движении поездов до станции «Деловой центр», Гаев пояснил, что это напрямую связано со строительством участка Строгинско-Митинской ветки. По окончании работ поезда будут ходить по очереди, и интервал между двумя поездами до «Делового центра» будет составлять не больше 4 минут. Впрочем, это случится не раньше декабря 2007 года.
А пассажиров Филевской ветки ожидает сюрприз: всю ветку закроют от солнечного света специальными кожухами, начиная со станции «Кутузовская». Это связано со строительством торгового центра над станцией метро, а всю ветку решено закрыть, чтобы она не препятствовала развитию инфраструктуры города. Работы начнутся с 2007 года, и через два-три года проект планируют полностью закончить.
Психологический тест
Дмитрий Гаев (фото: ИТАР-ТАСС) |
Отдельно Гаев коснулся внутренних вопросов, со строительством не связанных. Речь в первую очередь шла о бомжах и прочих лицах, которые делают пребывание в метро затруднительным. К концу 2006 года начальник московской подземки пообещал очистить территорию метрополитена от «нежелательных гостей».
По словам Гаева, разработаны новые формы и методы воздействия на людей, которые игнорируют параграфы правил поведения в метрополитене, касающиеся «неприятного запаха» и «пачкающей одежды». В качестве примера успешного применения новых методов Гаев рассказал о поимке трех преступных группировок, собирающих деньги в метро с помощью инвалидов, однако от описания ноу-хау уклонился.
Новые методы введены не только в правоохранительных структурах метро – появились новые стандарты уборки вестибюлей и вагонов метро. Совместно с Роспотребнадзором были разработаны целые карты уборки станций, которые соответствуют реальному уровню загрязнения московского метрополитена. Результаты должны проявиться через несколько месяцев.
Улучшения планируются даже в этой сфере культуры работников метро. Дмитрий Гаев отметил, что нынешний уровень культуры сотрудников подземки не всегда соответствует нормам обычной вежливости. В целях улучшения ситуации решено всех новых сотрудников метрополитена пропускать через систему психологического тестирования, которая будет учитывать специфику работы под землей. «Сиюминутного результата ждать нельзя, но через какое-то время это позволит изменить облик сотрудника метрополитена», – отметил Гаев.