Впрочем, современные взрослые не прочь заработать на детях с непростой судьбой
Приемным семьям некуда расти
В московских детдомах на ребенка в месяц выделяется 40 тысяч рублей, а в Якутии – 200 тысяч рублей
Детей, у которых нет родителей, помещают в детский дом, – об этом знает каждый еще с советских времен. Однако эта система себя не оправдывает, считает Светлана Бочарова, – детдома выпускают из своих стен людей, недостаточно подготовленных к жизни.
Во время Гражданской или Второй мировой войны детские дома были необходимы, поскольку иначе с ситуацией было не справиться. Сейчас войны или глобального экономического кризиса нет, и взрослые должны сделать все, чтобы ребенок вырос в семье, а не в казенных стенах. Видимо, детские дома весьма выгодны их владельцам: давно известно, что зарубежное усыновление приносит только посреднику около 10 тысяч долларов. Понятия «детский дом» и «роскошь» не ассоциируются друг с другом, однако, по словам Бочаровой, в московских детдомах на ребенка в месяц выделяется 40 тысяч рублей, а в Якутии – 200 тысяч рублей. Вряд ли все эти деньги уходят на содержание воспитанника.
Россия на первом месте в мире по усыновлениям – но практически все они заграничные. Бочарова заявила, что по данным Министерства образования в России ежегодно появляется 6-7 тысяч таких семей, а в столице их 364, и за последние 17 лет статистика практически не менялась.
Московские власти объясняют это по-своему: когда ребенка берут в семью, эта семья имеет право на дополнительную жилплощадь. В столице, где стоимость квадратного метра уже давно перешла все мыслимые пределы, просто нет предпосылок для увеличения количества приемных семей. «Есть в Москве место, есть даже большие пустующие дома – неужели все должно уйти под развлекательные центры, а для детей места традиционно не останется?» – заявила Бочарова.
Она отметила, что демографическая ситуация в стране известна всем, однако российские дети чаще других усыновляются зарубежными родителями. Остановить демографический спад в стране с такими показателями проблематично: даже в Москве, которая переживает беби-бум, на десять мальчиков рождается только три девочки.
Куда уходят дети
Лидер московского отделения международного общественного движения «Добро без границ» Светлана Бочарова |
Необходимость закона о российской семье нужна не только для определения статуса семьи, но и в связи с большим количеством вопросов отбора детей у родителей. Как рассказал глава специального отдела опеки муниципалитета Южного Бутова Борис Верзуб, органы опеки с трудом справляются со своими обязанностями из-за малого количества кадров.
Например, в Южном Бутове по официальной статистике 20 тысяч детей, поэтому штат работников опеки – всего четыре человека. Между тем детей как минимум вдвое больше, а кроме разбора конкретных проблем, служба опеки должна вести с семьями профилактическую работу. «Мы не хотим отбирать детей у родителей. В прошлом году из 68 детей только двое остались в государственных учреждениях», – отметил Верзуб.
При этом он подчеркнул, что директора детских домов практически впрямую торгуют детьми, получая материальную выгоду от зарубежных усыновлений. «Совсем недавно у нас был случай: мать, у которой отобрали детей из-за ее алкоголизма, вылечилась и захотела забрать детей обратно. Она очень вовремя обратилась к нам, потому что ее детей дирекция детского дома уже оформила на усыновление в Европу», – заявил Верзуб.
Участники круглого стола отметили, что эти и другие насущные проблемы российских детей совершенно не освещаются в СМИ. По мнению собравшихся, если бы хотя бы треть развлекательных программ заменить на программы, наполненные статистикой и реальными историями брошенных детей, то общество стало бы совершенно иначе реагировать на их проблемы.
Подростки, которым помогают определиться в жизни работники городских и федеральных властей, по большей части родились в перестройку и постперестроечный период. У многих взрослых – тогда еще советских людей, а сегодня граждан России - в этот период резко поменялась жизнь, и они стали или больше заниматься карьерой или больше пить. Когда ребенок чувствует, что дома он никому не нужен, он уходит и ищет себе дом в другом месте. Конечно, можно все списать на переходный период, но если ничего не делать сегодня, то этот период может стать бесконечным.