Семь лет назад расследование в отношении корейской Daewoo Motors привело к банкротству этого третьего по величине автопроизводителя Кореи. От полной «смерти» Daewoo спас американский General Motors, в 2002 году выкупивший компанию и переименовавший все машины в Chevrolet.
Придет ли кто-нибудь на помощь Hyundai и Kia, если возникнет такая необходимость, – неизвестно. Европейские и американские автокорпорации сейчас испытывают не лучшие времена и чаще продают свои подразделения, нежели покупают новые.
Корейская коррупция
Hyundai в прошлом году стал единственным иностранным автопроизводителем, который сократил поставки машин в Россию
Сегодня власти Южной Кореи задержали двух членов руководства крупнейшей автомобилестроительной компании страны Hyundai Motors. Финансовый директор корпорации Ли Чон Дэ и вице-президент Ким Сен Нен арестованы в рамках уголовного дела о взятках высокопоставленным чиновникам со стороны бизнесменов.
Как сообщает Associated Press, скандал разгорелся после того, как в прошлом месяце был задержан влиятельный лоббист Ким Чже Рок. Он обвиняется в получении крупных сумм денег от бизнесменов в обмен на обещания обеспечить благосклонность и протекцию со стороны властей при помощи своих связей в политических кругах.
Расследование в отношении Hyundai Motors и некоторых аффилированных с ней компаний началось в марте. По словам следователя генпрокуратуры Южной Кореи Че Дон Вука, у следствия есть все основания подозревать руководителей Hyundai в подкупе чиновников для одобрения некоторых сделок.
В прокуратуре говорят, что в автокорпорации был создан специальный фонд в размере 7 млн. долларов, который бизнесмены якобы тратили на политиков. Правда, в прокуратуре заявили, что пока точно не известно, удалось ли передать деньги кому-либо из правительства или сделка только готовилась.
Ранее по этому делу был закрыт выезд из страны президенту автомобильной корпорации Hyundai Automotive Group Чон Мон Гу, его сыну Чон Юй Суну, возглавляющему компанию Kia Motors (37% акций принадлежат Hyundai), и еще десяти топ-менеджерам. Запрет покидать страну был выдан после обысков в штаб-квартирах Hyundai, Kia и других «дочек» корпорации, где были изъяты документы и твердые диски компьютеров, а ряд топ-менеджеров допрошен.
После обысков последовали и первые аресты – в изолятор попали гендиректор логистической компании Glovis Ли Чжу Юн и финансовый консультант Ким Чже Рок. Среди тех, кому власти запретили покидать страну, оказался и гендиректор Kia Motors Чон Юй Сун, являющийся по совместительству президентом Hyundai Autonet.
Мировые проблемы
Экс-глава Daewoo Ким Ву Чонг после шести лет бегства года вернулся в Южную Корею и сдался полиции (фото REUTERS) |
Проблемы корейских автопроизводителей ударят не только по местному авторынку. Напомним, в конце 90-х годов «антикоррупционное» расследование привело к банкротству третьего на тот момент автопроизводителя Кореи Daewoo Motors. Правда, некоторые аналитики считают, что первопричиной краха Daewoo послужил финансовый кризис 98 года, разразившийся в Юго-Восточной Азии, во время которого корпорация понесла убытки в размере 10 млрд. долларов.
Однако правоохранительные органы Южной Кореи считают по-другому – по их мнению, корпорация потеряла более 20 млрд. долларов вследствие нелегальных финансовых махинаций, которые руководство Daewoo вело через лондонский офис. Крах гиганта повлек за собой серию корпоративных банкротств, что вынудило корейское правительство просить у МВФ кредит на сумму 58 млрд. долларов, чтобы выручить связанные с Daewoo компании и перекупить долги.
Разорилась компания в 1999 году, имея 80 млрд. долларов долгов. А уже через три года корпорация, созданная почти 40 лет назад и входившая в четверку крупнейших в Южной Корее, всего за 251 млн. долларов была продана американской General Motors. История Daewoo завершилась в прошлом году, когда GM переименовал все модели в Chevrolet, а экс-глава Daewoo Ким Ву Чонг после шести лет бегства 14 июня 2005 года вернулся в Южную Корею и сдался полиции.
Сейчас проблемы Hyundai и Kia, помимо уголовного преследования, доставляет и внутренняя экономическая ситуация. Резкое укрепление корейской валюты – воны – приводит к тому, что корпорации, ориентированные на экспорт, несут огромные убытки. За три месяца вона укрепилась по отношению к доллару почти на 60 пунктов, а, как заверяют в Hyundai, каждый раз, когда вона растет на 100 пунктов, компания теряет около миллиарда долларов.
Компания уже отменила открытие своего завода в американском штате Джорджия. При этом Hyundai в прошлом году стал единственным иностранным автопроизводителем, который сократил поставки машин в Россию. Эксперты говорят, что это связано прежде всего с забастовками, которые прошли на заводах Hyundai и Kia в 2004 году, из-за чего корпорации существенно снизили выпуск машин.
В итоге в России на Hyundai уже выстроились месячные очереди. А последние аресты в корпорации могут и вовсе лишить компанию первого места по количеству проданных машин в России.