Мозаичный особняк, напоминающий старинный русский терем, построил недалеко от Калужской заставы известный промышленник Николай Игумнов. Выбор места у многих вызвал недоумение. В те времена этот район не отличался респектабельностью и считался малопрестижным. Убогие фасады соседних домов могли испортить любой архитектурный замысел. Однако Николай Игумнов объяснил свой выбор тем, что сам родился и вырос в этих местах. Впрочем, не исключено, что промышленник намеренно хотел построить свои апартаменты в достаточно уединенном месте, вдали от любопытных глаз.
Гибель архитектора
Хозяин поселил в этом сказочном дворце свою любовницу-танцовщицу, а когда уличил ее в измене, заживо замуровал несчастную в стене
Игумнов был одним из владельцев знаменитой Ярославской мануфактуры. Вероятно, этот старинный русский город вызывал у него самые теплые чувства. Не случайно для разработки проекта и строительства своего особняка на Якиманке он пригласил ярославского архитектора Николая Поздеева.
Для постройки был выбран псевдорусский стиль, очень модный в те времена. Это направление архитектуры черпало вдохновение в древнерусских теремах. Игумнов был сказочно богат и не жалел денег на строительство. Кирпич привезли из Голландии, а изразцы были изготовлены на знаменитом фарфоровом заводе Кузнецова.
В 1893 году особняк был закончен. Поздееву удалось соединить в единое целое многочисленные декоративные детали: живописные шатры, колоколенки, сводчатые арки, колонны. Здание получилось гармоничным, хотя и немного массивным.
Однако московская архитектурная среда не приняла чужака. Едва возведенный особняк подвергся уничтожающей критике. Игумнов, поддавшийся этим настроениям, быстро разочаровался в своем ярославском зодчем и отказался оплатить превышающие смету расходы. Разочарованный и разоренный архитектор покончил жизнь самоубийством.
Трудно сказать, связано ли это с трагической судьбой архитектора, но особняк Игумнова всегда был окружен мрачными легендами. Самая распространенная из них гласит, что хозяин поселил в этом сказочном дворце свою любовницу-танцовщицу, а когда уличил ее в измене, заживо замуровал несчастную в стене. С тех пор ее призрак якобы бродит по залам особняка, тревожа покой его обитателей.
Другое, не такое жуткое, но не менее фантастическое предание гласит, что однажды Игумнов решил удивить своих гостей и приказал выложить полы в одной из парадных комнат золотыми монетами. На монетах, естественно, был изображен профиль императора, который поневоле топтали ногами игумновские гости. Рассказывают, что слухи о таком неуважении к царственной особе дошли до Петербурга. Это не понравились при дворе, вследствие чего купец Игумнов поспешил покинуть Москву и уехал в свое южное имение. А затем грянула революция.
Ума палата
Оскар Фогт |
Мозги здесь изучали по специальной методике, надеясь расшифровать феномен гениальности и создать сверхчеловека. Ученые пытались найти общие закономерности в анатомическом устройстве тех, кого власть считала выдающимися образцами человеческой природы.
Со временем дело было поставлено на поток. В особняке на Якиманке начали активно коллекционировать мозги выдающихся людей. В 1934 году «Правда» писала, что «научный коллектив Института подготовил и уже изучает мозги Клары Цеткин, Луначарского, Цюрупы, Маяковского, Андрея Белого, академика Гулевича». Вскоре это уникальное собрание пополнилось мозгами режиссера Станиславского, певца Собинова, Максима Горького и Эдуарда Багрицкого. Завладел институт и «серым веществом» ученых Мичурина, Павлова, Циолковского. А также деятелей революции Калинина, Кирова, Куйбышева, Крупской.
В итоге ученым стало катастрофически не хватать помещений. Тогда Институту мозга решили выделить другое, более просторное здание. А опустевший особняк в 1938 году перешел во владение французского посольства.
День взятия Бастилии
Наиболее шумно отмечают день взятия Бастилии, когда под открытым небом, среди высоких каштанов накрывают бесчисленные столы, а звуки музыки слышны уже в нескольких кварталах от посольства |
Кажется, дом Игумнова окончательно избавился от призраков прошлого. Ничто не напоминает сегодня ни о несчастной танцовщице, ни о хранившемся здесь мозге вождя мировой революции. Впрочем… В 1979 году по соседству с особняком Игумнова было построено новое здание канцелярии посольства – очень современное, со складчатыми окнами, остроконечными эркерами и многочисленными углами. Однако, если приглядеться внимательней, нельзя не заметить очевидного сходства этого здания с другим известным сооружением – мавзолеем Ленина на Красной площади. Тот же темно-красный цвет фасада, те же ступенчатые очертания, по форме напоминающие усеченную пирамиду.
Как тут не вспомнить еще одну легенду, имеющую отношение к дому Игумнова. Когда-то давно, еще в конце XIX века, некий молодой человек, приехавший в Москву из провинции, впервые увидел особняк Игумнова и был настолько потрясен его красотой, что твердо решил стать архитектором.
Звали молодого провинциала Алексей Щусев. Именно ему в 1924 году, уже в ранге признанного мэтра архитектуры, довелось стать автором проекта Мавзолея Ленина – сначала деревянного, а потом и каменного.
Так замкнулся круг исторических совпадений , связавший воедино ярославского заводчика, призрак ветреной танцовщицы, вождя мирового пролетариата и сказочный дом-теремок на Большой Якиманке.