В минувшем году работа борцов с отравой немного застопорилась: в 2004 году за год было изъято 3 700 килограммов героина, а в 2005 – всего 293.
Границу закрыть нельзя
Руководство республики увеличило численность таджикских пограничников, и сейчас границу охраняет немногим больше 10 тысяч человек
Такой масштабный наркотрафик Назаров объясняет в первую очередь большой протяженностью границы республики с Афганистаном – 1344 километра. Афганистан уже много лет лидирует по производству героина и опия-сырца. За долгое время выделено два «великих героиновых пути» – Балканское и Северное направления. Северный маршрут проходит через Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан в Россию, а из России – в Европу.
Закрыть границу между Афганистаном и Таджикистаном «железным занавесом» нельзя – даже если все жители республики встанут вдоль нее, взявшись за руки, их будет недостаточно. Кроме того, охранять границу мешает и природа – встречаются многокилометровые участки горного рельефа, где отследить перемещения контрабандистов практически невозможно.
Руководство республики увеличило численность таджикских пограничников, и сейчас границу охраняет немногим больше 10 тысяч человек. На реку Пянж, которая проходит через два самых напряженных пограничных участка – Московский и Пянжский – с конца февраля прибудет пять патрульных катеров. (Кстати, их в республику поставят в рамках международного проекта, который финансирует США). Так как по всей протяженности границы невозможно установить одинаково жесткий контроль, пограничники, кроме обычного патрулирования, используют метод мобильных групп-засад. Таджикским коллегам российские пограничники помогают до сих пор – правда, сейчас только на уровне советников, которые делятся опытом, накопленным еще со времен СССР.
Однако работа пограничников не пропадает даром, и лучшим показателем этого являются посадки опийного мака в Афганистане. В трех афганских провинциях, которые прилегают к границе Таджикистана, за последний год плантации мака сократились на 46% – правда, на столько же возросли посевы в приграничных с Туркменистаном и Узбекистаном районах.
Назаров подчеркнул, что залог успеха в борьбе с контрабандистами и наркотрафиком – во взаимодействии силовых структур разных стран. 31 января Назаров встречался с директором Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков Виктором Черкасовым. Коллеги наметили общие планы и обсудили общие ошибки. По словам Назарова, большего взаимопонимания, чем в России и Казахстане, таджикская сторона пока не нашла нигде.
Героин могут победить ученые
Глава таджикского Агентства по контролю за наркотиками Рустам Назаров (фото: ИТАР-ТАСС) |
Остановить героиновый поток можно только с помощью усилий многих заинтересованных стран, подчеркнул Назаров и привел в пример сотрудничество с силовыми структурами Афганистана: сотрудничество началось с 2002 года, однако только в прошлом году службы начали полноценно взаимодействовать.
Таджикские пограничники и представители агентства по обороту за наркотиками уже провели на афганской территории несколько совместных операций, причем попадаются не только афганцы, но и граждане Таджикистана. Впрочем, с 2000 по 2005 год число граждан республики, арестованных по СНГ за участие в наркоторговле, существенно снизилось – с 1700 до 524 человек.
Назаров рассказал об интересной тенденции у афганских наркодельцов: если раньше они выпускали практически фирменные пакеты с большим количеством личных штампов, то теперь в ход пошли упаковки для корма животных и кофе. Сначала таджикские эксперты полагали, что бандиты используют для перевозки использованную тару из-под продуктов, однако после серии исследований выяснилось, что продуктов в этих пакетах никогда не было. К сегодняшнему дню уже удалось проследить цепочку до европейской фирмы, которая продала в Афганистан большую партию пустой тары.
В борьбе с наркотиками странную позицию занимают военные США. Маковые плантации порой находятся совсем рядом с американскими военными базами, однако те ничего не предпринимают для их уничтожения. На вопрос – почему, американцы отвечают, что в Афганистане борются с терроризмом, а борьба с наркотиками в их обязанности не входит.
Тем не менее в этой борьбе все средства хороши. Например, таджикские ученые провели на опийном маке опыт – распылили на него микрогербицидный препарат, выделенный патогенным способом из грибка. Опыленный мак гниет и погибает, не успевая созреть. Однако такой удачный опыт до сих пор не применяют на практике – то ссылаются на отсутствие денег на промышленное изготовление препарата, то на проблему распыления с небольшой высоты – вертолет могут сбить охранники плантации.
Хотя закупить смертоносные для мака препараты намного дешевле, чем отлавливать провезенный героин по СНГ и Европе. Или платить за успехи в борьбе против наркоторговцев жизнями таджикских пограничников, которые охраняют границу всего за 100 американских долларов в месяц.