Сбор денег за эвакуацию неправильно припаркованных автомобилей был отменен в 1997 году, когда эвакуаторы, как и блокираторы, были запрещены федеральным законодательством. Долгое время эти меры применялись только к машинам, владельцы которых управляли ими в нетрезвом состоянии или не соблюдали правил дорожного движения.
«Колеса оторвала – наша!»
Похмелкин обратил внимание на то, что эвакуация автомобилей в любом варианте незаконна
Активная эвакуация неправильно припаркованных автомобилей началась с конца 2003 года, когда мэр столицы подписал распоряжение, определяющее цены на навязчивые услуги эвакуации и хранения транспортного средства на штрафстоянке. Напомним, что помимо штрафа за неправильную парковку владельцу приходилось оплачивать 1809,2 рубля за услуги эвакуаторов и по 52,7 рубля за каждый час нахождения автомобиля на стоянке. Однако в декабре прошлого года Юрий Лужков приостановил работу эвакуационных служб, работники которых совместно с дорожными инспекторами попросту вымогали деньги у автовладельцев. Главное для эвакуаторщика - успеть приподнять машину над землей. «Колеса оторвала – наша!» - объясняли они проштрафившимся водителям, нередко подвозя бедолагу до штрафстоянки. Правда, это шло в разрез с законом. Ведь если владелец прибыл на место, то он мог отделаться лишь штрафом.
Зимой прошлого года этой проблемой озаботился столичный мэр. «Они только и думают, как вытащить из людей деньги», - прокомментировал он свое решение и приостановил работу эвакуационных служб. Противодействие взяткам было найдено лишь по прошествии полугода. «Чтобы избежать махинаций», Юрий Лужков распорядился все эвакуационные функции передать ГИБДД Москвы. Планируется, что деятельность эвакуаторов должна возобновиться через месяц, однако в пресс-службе столичного ГИБДД этот факт никак не комментируют, объясняя свою позицию тем, что указаний еще не поступало: «Когда придет официальный документ, тогда и будем выполнять». Распоряжение о передаче всех эвакуационных функций столичной автоинспекции Лужковым пока еще не подписано.
Спорная позиция
Президент Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин |
Много неясного остается и со штрафстоянками: станут ли они бесплатными или на них будут действовать прежние тарифы. Чиновники мэрии уверены, что все организационные вопросы будут решены в ближайшее время, после чего эвакуаторы вновь начнут разгружать вечно забитые машинами столичные улицы. Мнение правозащитников на инициативу московского мэра довольно неоднозначно. «С одной стороны, отмена платы за эвакуацию является неким шагом вперед, - сказал газете ВЗГЛЯД депутат Госдумы, президент Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. – Однако если автомобилистам придется платить за штрафстоянку, то эти нововведения теряют всякий смысл».
Похмелкин обратил внимание на то, что эвакуация автомобилей в любом варианте незаконна, так как противоречит федеральному законодательству. Этим можно объяснить позицию ГИБДД России. «Мы не имеем к этому никакого отношения, - открестился от вопроса о нововведении сотрудник отдела пропаганды УГИБДД России Владимир Шевченко, - информацией могут владеть только в столичном управлении».
Вопросов не возникает лишь у дорожных служб. По словам Николая Иванова, сотрудника пресс-службы ГУП «Доринвест», которое занимается обслуживаем городских дорог, в рамках распоряжения предприятием уже подготовлено 30 эвакуационных автомобилей для передачи их московской автоинспекции. «На данный момент понятно, что всякий раз, когда нашим снегоуборочным машинам будут мешать припаркованные автомобили, придется вызывать сотрудников автоинспекции», - добавил Николай Иванов.
«Необходимость сосредоточения всех функций эвакуационных служб в руках ГИБДД довольно спорна, - говорит Виктор Похмелкин. - Конечно, это может навести порядок. Однако есть более простое решение этой проблемы. Надо лишь заменить задержание автомобилей, припаркованных с нарушениями, перемещением их в место, где они не будут мешать другим участникам движения, а на нарушителей наложить штраф».