Например, эксперты стараются решить одну из основных проблем метро –уменьшить уровень шума. И, похоже, им удалось. С одной стороны, предлагается установить новые подрессорные основы путей, а с другой – планируют запустить рельсофрезеровочные поезда, которые уменьшают износ рельсов.
Пассажир – лучшая система безопасности
Руководство метрополитена каждый год тратит на общественную безопасность около 1 млрд. рублей
На пресс-конференции, посвященной безопасности метрополитена, Гаев сообщил, что в ближайшем будущем все вагоны Кольцевой линии будут оснащены телекамерами – этот проект руководство московской подземки планирует завершить до 30 октября 2005 года. «Как показывает практика, где установлена система видеонаблюдения, снижается количество нарушений», - заявил Гаев и отметил, что видео-наблюдение – только часть общей программы, которую предстоит выполнить. На реализацию программы антитеррористических мероприятий из федерального бюджета в 2005 году было выделено 2,5 млрд. рублей, а руководство метрополитена каждый год тратит на общественную безопасность около 1 млрд. рублей.
«Конечно, стопроцентная безопасность невозможна. Уровень безопасности старейшего лондонского метрополитена считался одним из лучших в мире, однако это не спасло лондонцев от июльской трагедии. Тем не менее мы делаем все от нас зависящее, и как только появляется возможность технической модернизации, мы сразу пробуем ее на деле – вначале в порядке эксперимента. Если результаты нас устраивают, то мы вводим новинку в эксплуатацию», - сказала газете ВЗГЛЯД представитель пресс-службы Московского метрополитена Елена Крылова.
Крылова подчеркнула, что до сих пор одним из главных гарантов безопасности остается человеческий фактор. Самая передовая система слежения не среагирует так быстро, как это может сделать человек. Возможно, поэтому изображения с установленных камер тоже отсматривают операторы, а не машины. Сейчас в опытном порядке на Сокольнической линии введена новая система оперативного оповещения – вероятно, многие уже видели красно-синий столб на станциях линии. Пассажир может не только получить справочную информацию, но и сообщить о подозрительных людях или предметах, которые он заметил в метро, и это сообщение сразу поступит на центральный диспетчерский пульт. Такая система в несколько раз сокращает время оповещения – пассажиру не нужно искать дежурного по станции или сотрудника милиции, которому при получении информации тоже потребуется время, чтобы оповестить начальство.
Однако в вагоне, пусть даже и оборудованном телекамерой, самой быстрой системой реагирования остается пассажир – он может сообщить машинисту по переговорному устройству о возникшей проблеме, а машинист оповещает соответствующую службу.
Клаустрофобия и «женские» вагоны
В токийском метро появились специальные «женские» вагоны |
Комфорт передвижения в метро тоже остается одной из самых насущных проблем, которые приходится решать руководству московской подземки. Основная проблема метро – шум, который создают колеса, соприкасаясь с рельсами во время движения. Эту проблему пытаются решить с двух сторон – на перегонах между станциями «Библиотека имени Ленина» и «Кропоткинская» были в экспериментальном порядке опробованы новые подрессорные основы путей. В результате шум снизился на целых 12 децибел, и теперь такие же основы будут уложены на перегоне между станциями «Москва-Сити» и «Международная». Кроме того, на подземные рельсы планируют запустить рельсофрезеровочные поезда, которые уменьшают износ рельсов. Пока такой поезд «Русич» ходит по Бутовской ветке легкого метро.
Зарубежные подземные поезда уже давно строят по новым технологиям, и пассажиры в них могут разговаривать, не повышая голоса. К вопросам комфорта в каждой стране подходят по-своему. Например, в нью-йоркском метро пассажиры испытывали чувство клаустрофобии в составах, в которых было невозможным перемещение между вагонами во время движения. Кроме клаустрофобии, жители Нью-Йорка жаловались на невозможность убежать от грабителя в вагоне закрытого типа, и в конце концов власти города сделали все составы проходными.
Однако дальше всех в организации комфорта пассажиров, пожалуй, пошло руководство токийского метро, где весной этого года появились специальные «женские» вагоны. Токийское метро – одно из самых загруженных в мире, это отмечали даже москвичи, привыкшие к сражениям в часы пик за место в вагоне. Представительницы прекрасной половины человечества за последние несколько лет подали в полицию такое количество исков о «случайных мужских прикосновениях», что добились права ездить без мужчин вообще. Впрочем, и здесь ограничение не стало совсем резким – в «женских» вагонах позволительно ездить школьникам мужского пола и мужчинам с ограниченными физическими способностями.