Еще в мае Виктор Ющенко заявил, что хочет летать на самолете украинского производства. «Я хочу, чтобы украинцы летали на отечественных самолетах, начиная с президента. Я хочу, чтобы президент летал на украинском самолете», – цитирует РИА «Новости» его слова, сказанные на совещании по вопросам реформирования и развития авиастроительной отрасли. Сейчас Виктор Ющенко пользуется Ил-62.
Золото и янтарь
Металлические детали – ручки, части светильников – сделаны из 18-каратного золота
Мечта Виктора Ющенко, возможно, скоро сбудется. Как стало известно украинским СМИ, на территории Харьковского авиазавода сейчас проходит испытание новый авиалайнер АН-74ТК-300VIP. Этот самолет создан на базе сертифицированного самолета АН-74. Максимальная крейсерская скорость 725 км/ч, высота полета – 10,6-11,1 км. Дальность полета – 2,2 тыс. км. Экипаж – 2 человека.
Лайнер может эксплуатироваться на аэродромах с бетонным, грунтовым и галечным покрытием. Одним из достоинств машины называют расположение двигателей, что уменьшает расход топлива на 20% и увеличивает дальность полета на 850 км. Стоимость самолета в базовой комплексации – около 12-15 млн. долларов.
Но у Виктора Ющенко от базовой комплексации останется только кузов самолета. Как пишет украинская газета «Сегодня» со ссылкой на свои источники, при отделке «украинского борта № 1» дизайнеры учитывали особые пожелания супруги президента – к примеру, именно по ее желанию в отделке салона преобладают светлые тона. Облицовочные панели и столы сделаны из легкого композитного материала, покрытого шпоном красного дерева, и украшены инкрустациями янтаря. Металлические детали – ручки, части светильников – сделаны из 18-каратного золота. Как утверждает источник, вначале, по замыслу президента, было задумано покрыть их серебром, но Екатерина Ющенко якобы настояла на золоте.
Вещей в салоне довольно много, но дизайнерам удалось сохранить впечатление, что помещение объемное. Тесное пространство действует на человека угнетающе, а в лайнере все делалось для создания хорошего настроения. В президентской комнате есть два широких удобных кресла, обтянутых светлой кожей, складывающийся стол, бар, аудио- и видеоаппаратура. В другом помещении – рабочий кабинет. Для главы государства оборудован отдельный блок обслуживания, в него входят кухня и санузел.
Помещение для сопровождающих лиц – комфортабельное, с широкими креслами, расположенными на расстоянии 80 см друг от друга – это международный стандарт. А дверь самолета Ан-74 сделана с раскладывающимся трапом, который пригодится, если лайнер сядет на плохо оснащенный аэродром.
Кстати, самолет Ан-74ТК-300VIP был передан президентской авиакомпании ГАП «Украина», обслуживающей высших чиновников страны, еще в конце 2003 года, но впоследствии по неизвестным причинам самолет вернули на Харьковский авиазавод. Когда Виктор Ющенко сможет «опробовать» новый лайнер – в управлении делами президента не говорят, но известно, что в бюджете-2006 денег на покупку самолета не предусмотрено. Сколько же будет стоить новый лайнер с учетом пожеланий Екатерины Ющенко по отделке – не сообщается.
Летающие резиденции
В Росси же пока самым дорогим самолетом можно назвать Boeing-767-300 Романа Абрамовича |
А некоторые мировые СМИ предположили, что после того как на Boeing российского олигарха будут установлены всевозможные современные системы безопасности и связи, включая противоракетную систему, он сможет конкурировать с Air Force One – самолетом президента США. Сейчас Джордж Буш летает на Boeing-747, который был изготовлен еще в начале 1990-х годов. В то время переоборудование двух одинаковых самолетов обошлось Белому дому в 650 млн. долларов.
Российские президенты летают на отечественных судах. К примеру, Ил-96 Бориса Ельцина по некоторым данным обошелся казне в 300 млн. долларов, из которых только 40 млн. ушло на внутреннюю отделку – ее делали в Швейцарии по эскизам сына Ильи Глазунова. Салон был двухэтажным. В лайнере установили две спальни, душевую, комнату для отдыха, зал совещаний и даже кабинет для реанимации.
Сейчас этот борт является резервным для нынешнего главы государства Владимира Путина. Говорят, отделение для реанимации заменили на тренажерный зал.
Свой основной новый самолет – тоже Ил-96 – президент получил в начале второго срока. Его отделкой занималась британская компания Diamonite Aircraft Furnishings, сами представители компании утверждали, что это обошлось примерно в 10 млн. фунтов (около 17 млн. долларов).
Об убранстве президентского лайнера доподлинно известно только небольшому кругу лиц. Но, судя по отрывочным сообщениям различных СМИ, к примеру, для отделки использовалась не только канадская сосна, но также пластмасса и нержавеющая сталь. Мебель в самолете Путина изготовлена в России на совместном российско-бельгийском предприятии, а гравюры на темы русской истории вышивали по шелку мастера фабрики в Павловском Посаде.