Вопрос дня

22 ноября 2019, 14:34

Как покупателей обманывают в «Черную пятницу»?

Фото: Алексей Витвицкий/РИА Новости

Речь скорее даже не о прямом обмане, а об уловках маркетологов. Однако в ряде случаев их кроме как жульничеством и не назвать. 

В России, как и во всем мире, 29 ноября пройдет «Черная пятница» – праздник распродаж, в который магазины могут легко сделать себе квартальную выручку. Объемы проданных товаров растут с каждым годом. И неспроста.

Каждый хоть раз видел перед собой ценник, заканчивающийся на цифру 9 – к примеру, пылесос за 9 999 рублей. Конечно, все понимают, что это психологическая уловка, которая заставляет человека думать, что товар стоит на порядок дешевле, чем на самом деле. Кому важны эти 999 рублей – главное, что стоимость девять, а не 10 тысяч. 

Это классика маркетинга. Конкретно этот метод называется «психологическим ценообразованием» и вполне успешно применяется уже полтора века. Наряду с ним «продажники» давно взяли на вооружение и другие, не менее эффективные методы. Например, массовые распродажи с огромными скидками.

«Черная пятница» сформировалась в середине XX века в США – она традиционно проводится в последние дни ноября, сразу вслед за Днем благодарения, и это не случайно. Считалось, что примерно в это время американцы начинали свои предновогодние закупки подарков, что дало торговцам повод заявить о себе – и одновременно очистить склады от залежавшихся товаров. 

Со временем, а точнее к началу нулевых, явление приобрело такие масштабы, что некоторые штаты даже сделали пятницу после Дня благодарения выходным. И «Черная пятница» оформилась в своем нынешнем виде – строго говоря, теперь это день огромных скидок. Начинается он обычно в 00:00 последней пятницы ноября и заканчивается в 23:59. Уже в одном только этом заключалась одна масштабная уловка, но о ней ниже. Многим продавцам для реализации товара суток оказалось мало, и они стали растягивать период скидок – на день, на два, на неделю. 

За «пятницей» последовали «Цивилизованная суббота», «Киберпонедельник» и «Щедрый вторник». Все эти дни также придумали маркетологи – в субботу скидки по-прежнему оставались, но были чуть ниже, понедельник стал днем интернет-продаж, во вторник средства перечисляли на благотворительность. В итоге все это срослось в одну большую неделю распродаж – как в США и Европе, так и в России. 

На какие уловки идут маркетологи?

Купить iPhone на 5-10 тысяч дешевле – многие сочтут это за счастье. До конца распродажи оставались считанные часы, а в наличии было всего три экземпляра, но человек все же успел заказать и оплатить заветный гаджет. Довольный, он уверен, что всех обманул. Только вот в большинстве случаев это не так. Возможно, что обманули его. 

Ложное снижение цены. Характерное особенно для России явление, которое прямо можно назвать жульничеством со стороны магазинов. Здесь все предельно просто – цена на товар остается прежней (или же снижается, но совсем незначительно), а рядом указывается перечеркнутая «прежняя» стоимость, которая обычно гораздо выше. Особенно хорошо работает в офлайне, когда у человека нет моментальной возможности проверить динамику цен на нужный ему товар. В онлайне это можно сделать без проблем – есть ряд сайтов, которые покажут, как менялась стоимость нужного вам смартфона, например. Если же речь все же об офлайне, то здесь единственный способ – заранее, за пару недель до распродажи, зайти и проверить цены на товар, который вы планируете купить.

Еще интересный момент, касающийся в основном электроники, а именно ее преимущественно покупают россияне в «Черную пятницу». Стоит учитывать, что крупные магазины в скидках спорят только между собой, а не с мелкими. То есть если одна из крупных сетей прилично снизила цену на популярный телевизор, он действительно может стоить дешевле, чем у ее конкурентов. Но почти всегда в мелких интернет-магазинах его цена будет еще ниже.  

Кривые скидки. Это тоже довольно дешевый прием, который может сработать в периоды ажиотажа на сайте или в торговом зале. Визуальный акцент рядом с товаром делается на крупной скидке – 40%, например. При этом реальная цена может оказаться ниже не на 40%, а на 20% – то есть была 1000 рублей, а стала не 600, а 800. Есть шанс, что покупатель не будет приглядываться, и убедительная цифра 40% сделает свое дело. 

Ограниченное время на покупку и ложный дефицит товара. Те, кто бронировал отели онлайн, наверняка сталкивались с этим приемом – подобные сервисы очень любят его использовать. «Сейчас, помимо вас, это предложение смотрят еще шесть человек», «осталась одна свободная комната» – здесь работает страх перед упущенной выгодой, который может перебороть доводы разума.

Ограниченные сроки распродаж в «черную пятницу» сами собой устанавливают подобные рамки – и они вполне благоприятны для создания ажиотажа. И хотя с развитием онлайн-торговли его поуменьшилось, многие люди по-прежнему предпочитают делать крупные покупки в торговых центрах. «Толпа в магазине создает у вас ощущение, что действовать нужно быстро. Эти факторы оттеняют собой обдуманный ход мыслей человека, и он активизируется», – говорит когнитивный психолог Арт Маркман из Университета Техаса.

Исследования мозга при этом показывают, что когда люди воодушевлены какой-либо сделкой, это мешает им трезво оценивать, действительно ли конкретное предложение выгодно, или же нет, рассказывал Димитрис Циврикос, изучающий психологию потребления в лондонском Университете Метрополитен.   

Сброс неликвидных товаров. Неликвидных, старых, продуктов малоизвестных брендов – речь о них. Например, вы увидели смарт-часы, продающиеся со скидкой 80%, значит с ними что-то не так. Если бренд известный, то, вероятно, есть дефект, если неизвестный – то, скорее всего, его попросту никто не покупает. А почему? Потому что он плохой. 

Точно так же магазины и избавляются от старых коллекций – и если с продажей одежды никаких проблем нет, то вот покупка устаревших гаджетов может впоследствии обернуться сложностями при эксплуатации.    

Манипуляции вниманием покупателя. Это тоже общеизвестная и постоянно используемая практика, которая в «черную пятницу» лишь может проявиться в двойных масштабах. Специальные расслабляющие ароматы в магазинах, музыка, настраивающая на определенный лад, превращение торговых павильонов в один большой и длинный ряд, из которого просто так не выйдешь, и так далее. К примеру, французские ученые выяснили, что если в винных магазинах фоном играет французская музыка, то люди вероятнее всего выберут французское вино. Если немецкая – немецкое.

Манипуляции самим покупателем. Даже если магазин не поскупился и сделал приличную скидку на товар себе в убыток, ему нужно что-то взамен. В интернет-магазинах это чаще всего подписка на рассылку, на бренд в соцсетях и регистрация на сайте. Зачастую только при выполнении всех этих условий – а иногда к ним требуются лайк, share и прочее – вы сможете получить скидку на тот или иной товар. Победителей получается гораздо меньше, чем участников. А охват, учитывая друзей участников в соцсетях, и вовсе может быть огромен. Выходит, что большую часть аудитории попросту использовали.

«Не игнорируйте «Черную пятницу». Это большой инфоповод, что доказывают цифры: в 2017 году в России почти 20 млн человек купили товары со скидкой до 90% – это в пять раз больше, чем было в 2016-м (по данным АКИТ). Для интернет-магазинов это возможность сделать месячный, а то и квартальный оборот за один день: распродать старые коллекции, освободить полки, раскачать трафик сайта, проверить на прочность инфраструктуру и отдел поддержки», – говорила менеджер одного из сервисов по продаже авиабилетов проекту Think with Google. Другое дело, что все компании действуют по-разному: кто-то играет честно, а кто-то нет.

Текст: Алексей Яковлев

Вам может быть интересно

США подтвердили предупреждение от России «незадолго до запуска» «Орешника»
Темы дня

«Орешник» стал неядерной дубинкой против НАТО

ВС России нанесли удар по одному из крупнейших заводов в Днепропетровске с помощью «Орешника». Это новейшая баллистическая гиперзвуковая ракета в неядерном оснащении. Владимир Путин назвал испытание «Орешника» ответом на дальнобойные удары с использованием ракет США и Британии. По мнению экспертов, применением принципиально нового мощного оружия Россия показала свои не афишируемые ранее боевые возможности отнюдь не Киеву.

Как рушатся четыре столпа глобального западного господства

«Закончились пятьсот лет доминирования западной цивилизации», говорит премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. И хотя пророчества об упадке Запада звучат уже довольно давно, пожалуй, только текущие глобальные геополитические обстоятельства подтверждают их по-настоящему. Могущество Запада столетиями основывалось на четырех столпах – и все они сейчас разрушаются. О чем идет речь?

Путин: Россия нанесла удар ракетой «Орешник» по объекту в Днепропетровске

В Британии усомнились в способности армии страны отразить ядерный удар России

В детсадах Владивостока запретили на Новый год костюмы иностранных супергероев

Новости

На дом Блиновской за 750 млн рублей нашелся покупатель

Блогер Елена Блиновская подписала предварительный договор продажи своего коттеджа в «Миллениум Парке», который оценивается в 750 млн рублей, а площадь составляет 1700 кв. метров, сообщает Telegram-канал SHOT.

Персонал Hennessy устроил забастовку против поставок коньяка в Китай в бочках

Работники Hennessy во Франции начали забастовку в ответ на введение Китаем 35% пошлин на бренди из ЕС, протестуя против планов компании по экспорту коньяка в бочках.

Вучич рекомендовал Западу прислушаться к словам Путина об ответе на удары по России

Удары по России останутся без ответа только по мнению «ненормальных» людей, заявил президент Сербии Александр Вучич.

Путин выступил с обращением об ударах западными ракетами и ответе России

Президент России Владимир Путин выступил с обращением к личному составу ВС России и россиянам, чтобы проинформировать о последних событиях в зоне спецоперации. Газета ВЗГЛЯД приводит полный текст обращения главы государства.

Путин: Конфликт на Украине приобрел элементы глобального характера

Президент России Владимир Путин заявил, что удары западными ракетами по российской территории придали конфликту на Украине глобальный характер.

Политолог назвал «предупредительным» испытание «Орешника» на Украине

Комментируя запуск российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине в ответ на использование западных дальнобойных ракет для ударов вглубь территории России, политолог Федор Лукьянов заявил, что «игра» между Россией и Западом перешла в эндшпиль.

США заявили, что знали о готовящемся запуске Россией ракеты по Украине

США знали о запуске Россией баллистической ракеты средней дальности против Украины, Вашингтон провел консультации с Украиной и союзниками, заявила пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер.

В команде Трампа прокомментировали обращение Путина

Избранный президент США Дональд Трамп планирует восстановить мир во всем мире, делая акцент на американскую силу, заявила пресс-секретарь избирательного штаба Трампа Кэролайн Ливитт.

МВД отменило требование предъявлять ОСАГО при регистрации автомобилей

Министерство внутренних дел внесло изменения в регламент регистрации транспортных средств, исключив требование предъявлять ОСАГО, новые правила вступят в силу 1 марта 2025 года.

Швейцария выразила готовность арестовать Нетаньяху по ордеру МУС

Министерство юстиции Швейцарии заявило, что в случае приезда премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху на территорию страны, он будет арестован по ордеру Международного уголовного суда (МУС).

Медведев обратился к Западу после пуска ракеты «Орешник» по Днепропетровску

Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев прокомментировал испытание новой ракеты средней дальности «Орешник» в боевых условиях.

Европейские лидеры договорились посетить парад Победы в Москве

Премьер-министр Словакии Роберт Фицо и президент Сербии Александр Вучич планируют посетить парад Победы в Москве в 2025 году, чтобы подчеркнуть значение борьбы с фашизмом.
Мнения

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Игорь Караулов: Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?