Политика

25 января 2019, 08:28

Венесуэльский майдан продемонстрировал наступление новой эпохи

Фото: Jorge Silva/Reuters

После того как США и ещё ряд стран признали самопровозглашенного президента Венесуэлы, борьба за власть в этой стране окончательно перешла на международный уровень. Венесуэльский кризис становится не просто одним из фронтов большой геополитической игры – на какое-то время он может стать ее центром.

Хотя США и некоторые латиноамериканские страны на словах и не исключают военного вторжения в Венесуэлу, в реальности на него нет шансов. Да, признание Вашингтоном, Оттавой, несколькими европейскими и южноамериканскими странами самопровозглашенного президента Хуана Гуайдо в качестве законной власти и дает им формальный повод для вмешательства: можно оформить просьбу «законного президента» о военной помощи – и вперед. Но в реальности никто не решится воевать с совершенно не игрушечной венесуэльской армией – а она сохраняет верность президенту Николасу Мадуро.

Времена американских военных интервенций в Латинскую Америку прошли – последняя состоялась почти 30 лет назад. Тогда Джордж Буш-старший вторгся в Панаму, бросив против 12-тысячной армии маленькой республики 26 тысяч морпехов и десантников. Боев почти не было: американцы убили более полутысячи панамцев, потеряв всего 23 человека. Но Венесуэла не Панама, да и Трамп не Буш. И самое главное – сейчас не 1989-й, а 2019 год.

Вторжение в Панаму оправдывалось стандартной формулировкой – «защитой жизни американских граждан», а в реальности его причиной было желание свергнуть генерала Мануэля Норьегу, в качестве командующего панамской армией бывшего фактическим руководителем страны. За десять лет до этого американцы подписали с его предшественником генералом Торрихосом договор о выводе войск из зоны Панамского канала, который они контролировали с момента возникновения Панамы (собственно и созданной американцами в 1903 году путем отторжения прилегающей приглянувшейся для строительства канала территории от Колумбии).

Войска выводить очень не хотелось, но ни Торрихос, ни ставший, после его странной смерти в авиакатастрофе, главкомом Норьега не соглашались пересматривать договор. Пришлось устраивать военную операцию, оккупировать страну, арестовывать Норьегу (его не спасло даже посольство Ватикана) и сажать его в американскую тюрьму якобы за наркоторговлю. Норьега умер уже в панамской тюрьме два года назад. Но если бы он увидел нынешний венесуэльский кризис, то обрадовался бы тому, как изменилось время.

Декабрь 1989-го, когда состоялось вторжение в Панаму, вошел в историю встречей Горбачева и Буша на Мальте – именно тогда, по сути, закончился двухполярный мир. Генсек отказался не только от Восточной Европы, но и от глобальной роли СССР в мире. Спустя 17 дней после встречи на Мальте Штаты оккупировали Панаму, а еще через пару дней произошел переворот в социалистической Румынии, закончившийся расстрелом ее лидера Чаушеску.

СССР на словах возмущался вторжением в Панаму, но в США понимали, что все это лишь пустые слова. Спустя год с небольшим начнется война в Персидском заливе. Американцы будут бить Ирак, а СССР – наблюдать за крушением своих позиций на Ближнем Востоке. В этом же году не станет и СССР.  

Сейчас не 1989 год – общего между ними только то, что в союзной нам и тогда, и сейчас, почти соседке Панамы Никарагуа правит Даниэль Ортега. Россия не уходит с мировой арены – она вернулась на нее. Пусть и не в том масштабе, который был у СССР к середине 80-х – ну так и вчерашний и нынешний наш противник, США, уже не тот.

Вторжения в Венесуэлу они не могли себе позволить и в свои лучшие годы.

Даже в разгар холодной войны, когда у СССР не было вообще никаких позиций в Латинской Америке и на всем континенте были как минимум лояльные к Вашингтону режимы. В 1958 году, за год до победы на Кубе Кастро, в Венесуэле свергли президента-диктатора генерала Хименеса. Кстати, день его свержения, 23 января, отмечаемый в стране как национальный праздник, был специально выбран противниками Мадуро для провозглашения нового, якобы легитимного президента, то есть свержения на сей раз «диктатуры левых».

Ради защиты крайне правого и проамериканского президента Хименеса Вашингтон не пошел на интервенцию – кому охота воевать с реальной армией. А спустя пять лет даже выдал бежавшего в Майами генерала венесуэльским властям. Сейчас нападать на Венесуэлу, чья армия на стороне президента Мадуро, и вовсе не с руки – дело не только в больших жертвах (для самих американцев), но и в страшном ударе по и так плохой репутации янки в Латинской Америке. Невозможна и никакая интервенция Лиги американских государств или отдельно Колумбии – никто не хочет ни воевать, ни даже участвовать в гражданской войне (если к ней скатится ситуация двоевластия).

То есть Венесуэле сейчас не угрожает внешнее вмешательство – но только военное. Политическое давно уже есть. Как и экономическое давление, которое, в первую очередь со стороны США, будет нарастать. Устоит ли Николас Мадуро, зависит в первую очередь от баланса сил в самом венесуэльском обществе и устойчивости его позиций в армии. Пока что его шансы сохранить власть представляются куда более предпочтительными, чем надежды его противников на то, что двоевластие приведет к смене режима.

Но попытка свержения Мадуро интересна уже тем, что заставила ведущие мировые державы определиться – часть высказалась за действующего президента, часть признала его самопровозглашенного «сменщика».

Понятно, что для США и ЕС само признание Хуана Гуайдо – это часть операции по свержению Мадуро – они хотят тем самым усилить смуту в Венесуэле и подтолкнуть события в выгодном для них направлении. То, что у Гуайдо нет реальной власти, неважно – можно попытаться мобилизовать под его знамена всех недовольных Мадуро и провести классическую цветную революцию. Вот только улица есть и у действующего президента – так что этот сценарий не сработает, не говоря уже о том, что и силовики сохраняют верность действующей власти.

Поэтому игра США представляет интерес уже не с точки зрения будущего Венесуэлы, а как повод для расклада «глобального пасьянса» – то есть получения наглядной картинки расстановки сил на мировой арене. Учитывая, что за Мадуро стоят Россия и Китай, получается просто очень показательная картина.

США, Великобритания, Канада и верхушка Евросоюза по одну сторону баррикады, Россия, Китай, Турция, Иран – по другую.

То есть англосаксы, атлантисты и глобалисты против евразийцев и сторонников нового миропорядка.

И если в 2011 году Запад еще мог убить Каддафи и попытаться забрать себе Ливию (даже не себе – потому что после интервенции она просто развалилась), не считаясь с интересами России и Китая, то сейчас ни Пекин, ни Москва не собираются отдавать Мадуро. И вовсе не потому, что экономические интересы России и Китая в Венесуэле куда выше, чем были в Ливии – нет, просто баланс сил в мире изменился. И в Кремле сидит Путин, а у руля Поднебесной стоит Си Цзиньпин.

То, что большая часть Латинской Америки выступила против Мадуро, и лишь Мексика, Боливия, Уругвай, Никарагуа и Куба поддержали его, не означает, что весь континент можно обозначить как проатлантический – потому что у большинства южноамериканских стран есть своя история отношений как с Венесуэлой, так и с Чавесом-Мадуро. Много обид и внутрирегиональной конкуренции. Хотя сказалось, конечно, и то, что в Аргентине и Бразилии у власти находятся политики, завязанные на транснациональные элиты.

Куда интересней расклад в Европе – хотя и глава ЕС Туск, и французский президент Макрон высказались в поддержку «президента Гуайдо», в основном европейские страны ограничиваются призывами к соблюдению демократии, то есть стараются переждать и посмотреть, быть в стороне от схватки.

Исламский мир молчит – чем подтверждает тот факт, что он пока еще не готов быть субъектом большой геополитической игры, оставаясь (как и практически вся Латинская Америка) ее объектом, пусть и не таким безголосым и зависимым, как черная Африка.

Понятно, что большая часть из 200 существующих государств мира молчит – хотя мнение большинства из них никого не интересует, да у них и нет никаких интересов и даже посольств в Каракасе – потому что банально выжидает, чем кончится противостояние. Конечно, кто-то банально не хочет попасть впросак: поддержишь Мадуро, а вдруг победит Гуайдо, сложно будет потом выстраивать отношения с новой властью. Хотя в ближайшие дни все больше стран начнут выступать с подтверждениями легитимности Мадуро – по мере того, как выяснится, что президент устоял. И все же пока выжидают и многие достаточно серьезные и влиятельные страны.

С другой стороны, очень важен тот факт, что вслед за англосаксами не выстроилась очередь желающих признавать новую власть. И дело тут не только в откровенно незаконном воцарении Гуайдо. Кроме англосаксов и 11 латиноамериканских стран президентом Гуайдо признали лишь Грузия (в отместку за признание еще Чавесом Южной Осетии и Абхазии) и непризнанное почти половиной мира Косово.

То есть никакого «равнения на Вашингтон» нет – и пока американцы не начинают давить и выкручивать руки, никто даже из слабых, маленьких и зависимых не спешит поддерживать «борьбу за демократию». Это тенденция всех последних послекрымских лет: американцы могут сколотить, например, антироссийскую коалицию, но поддерживать ее даже на уровне Евросоюза с каждым годом становится все сложнее. То есть санкции-то продлевают – под давлением атлантистов уже даже не американского, а европейского разлива – но по одиночке все бегают в Москву и восстанавливают порушенное. Признавать попытку явно нелегитимного и инспирированного извне захвата власти в Каракасе – тем более неудачного – никто не хочет.

Во-первых, зачем создавать прецедент – а то завтра англосаксы провозгласят президентом уже твоей страны бывшего спикера распущенного парламента.

Во-вторых, зачем бросать вызов России и Китаю, которые более чем четко обозначили свою поддержку Мадуро?

Россия не имеет в мире сравнимого с китайским экономического влияния (которое стало действительно огромным), зато имеет растущее с каждым годом влияние геополитическое. Вот и получается, что медведь и дракон могут защищать свои интересы и без военного присутствия. Причем в полушарии, которое США еще не так давно считали своим задним двором.

В 1962 году, чтобы защитить Кубу от угрозы нового американского вторжения (вполне реальной), Хрущев отправил на остров ракеты с ядерными боеголовками, и испугавшиеся американцы чуть было не начали из-за этого Третью мировую войну. Сегодня для защиты Венесуэлы нам нет нужды направлять туда ядерное оружие или дружеский кубинский воинский контингент – американцы не собираются атаковать родину Боливара.

А их дипломатическая «психическая атака» с отказом от признания Мадуро провалилась, продемонстрировав еще раз наступление нового, постатлантического мира. За который боролся и умер Уго Чавес – и который строят Владимир Путин и Си Цзиньпин.

Текст: Петр Акопов

Вам может быть интересно

Россия пригрозила контрсиловым потенциалом в случае размещения ракет США в ФРГ
Темы дня

Европа надорвалась в попытке превзойти США по тратам на Зеленского

Еще год назад эксперты в России и на Западе полагали, что Европа не сумеет восполнить вакуум в украинском бюджете после отказа США от финансовой поддержки Киева. Тем не менее свежее исследование Кильского института мировой экономики говорит об обратном: благодаря помощи Европы Украина якобы не ощутила сокращения поддержки со стороны США. Насколько корректны эти данные?

Иранские либералы подыграли Западу

Бушующий в Иране экономический кризис стал прямым следствием вмешательства США, признают в Белом доме. Но самое удивительное, что этому вмешательству способствовало само высшее руководство Ирана, ставшее жертвой обмана Запада. Как это произошло и на какую приманку Западу удалось поймать иранских либералов и реформаторов?

Украина лишила место Переяславской рады статуса памятника истории

Мосгорсуд вернул участок и дом экс-замглаве Минобороны Иванову

Тарасова: Организаторы изуродовали выступление Гуменника на Олимпиаде

Новости

Путин поручил продумать введение льготы по ипотеке при рождении четвертого ребенка

Президент России Владимир Путин поручил правительству рассмотреть возможность предоставления семьям, имеющим детей, дополнительных мер поддержки при погашении ипотеки после рождения четвертого ребенка.

Пентагон велел второму авианосцу быть готовым к развертыванию на Ближнем Востоке

Пентагон дал команду второй авианосной ударной группе подготовиться к возможному развертыванию на Ближнем Востоке, пишет Wall Street Journal со ссылкой на американских чиновников.

«Рижский хлеб» включен в перечень экстремистских организаций

В список террористов и экстремистов внесли компанию «Рижский хлеб», среди членов которой значатся граждане Латвии и Украины.

Зеленский опроверг сообщения о намерении огласить дату проведения выборов

Глава киевского режима Владимир Зеленский опроверг сообщения о том, что он собирается объявить дату проведения выборов на Украине 24 февраля.

Times: Украина хочет привлечь к выборам иностранные разведслужбы

Киев намерен пригласить зарубежные разведслужбы для проверки сотрудников, отвечающих за выборы, чтобы избежать возможного «вмешательства России» в избирательный процесс, сообщает газета Times.

Богомолов освобожден от должности и. о. ректора Школы-студии МХАТ

Режиссер Константин Богомолов освобожден от исполнения обязанностей ректора Школы-студии МХАТ по собственному желанию.

НАТО решило привлечь к учениям в Арктике десятки тысяч военных

Генсек НАТО Марк Рютте сообщил о планах альянса провести масштабные учения в полярных широтах с участием десятков тысяч военных.

Рютте допустил гарантии безопасности для России в соглашении по Украине

Генсек НАТО Марк Рютте допустил, что российские гарантии безопасности могут стать частью итогового мирного соглашения по Украине, затрагивающего территориальные вопросы.

Действия США против Гренландии предложили включить в учебники истории

Новые попытки США установить контроль над Гренландией будут, вероятно, отражены в российских учебниках по истории. Об этом газете ВЗГЛЯД сообщил научный директор РВИО Михаил Мягков. По его словам, в учебные пособия также включат ключевые события СВО и геостратегические успехи российской армии. В среду в Москве анонсировали планы Российского военно-исторического общества по работе в 2026 году.

Навроцкий заявил о готовности к переговорам с Путиным ради интересов страны

Президент Польши Кароль Навроцкий подчеркнул, что готов вести переговоры с президентом России Владимиром Путиным, если это будет соответствовать польским национальным интересам.

На Олимпиаде появился новый тренд: фигуристы инсценируют смерть

На зимних Олимпийских играх в Милане в соревнованиях по танцам на льду неожиданно обозначилась яркая художественная тенденция: все больше дуэтов завершают свои программы сценами символической смерти. Фигуристы «умирают» на льду, инсценируют убийства, самоубийства и трагические развязки известных сюжетов – от «Ромео и Джульетты» до «Крестного отца».

Белый Дом тайно вывел нацгвардию из ряда городов США

Администрация президента США Дональда Трампа полностью вывела федеральные подразделения Национальной гвардии из ряда американских городов после серии судебных решений, поставивших под сомнение законность их развертывания.
Мнения

Геворг Мирзаян: Четыре условия устойчивого мира на Украине

Ни сегодня, ни завтра, ни через несколько месяцев никакого устойчивого мирного соглашения подписано не будет. Разве что на фронте или в украинском тылу произойдет такое событие, которое заставит руководство киевского режима (очевидно, не Зеленского) резко протрезветь и принять тяжелые условия.

Владимир Можегов: Правительство Британии идет на дно на фоне Эпштейн-скандала

Британское правительство получило несовместимую с жизнью пробоину и самым очевидным образом тонет, увлекая за собой, возможно, и большую часть британского истеблишмента. И не только британского.

Тимофей Бордачёв: Хорошими дипломатами можно быть и в плохие времена

Почему разговоры о том, что российская дипломатия ведет себя «слишком» сдержанно, как и насмешки над «выражением озабоченностей» и бесконечным определением «красных линий» выглядят наивно?
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов