Политические игры вокруг создания на Украине автокефальной, то есть независимой православной церкви, начатые Западом, вынудили Москву на ответные меры. Константинопольского патриарха Варфоломея, начавшего подготовку к процессу провозглашения параллельной Украинской православной церкви, больше не будут поминать при богослужениях во время литургии:
«В критической ситуации, когда константинопольская сторона практически отказалась решать вопрос путем диалога, Московский Патриархат вынужден приостановить молитвенное поминовение Константинопольского патриарха Варфоломея за богослужением и с глубоким сожалением приостановить сослужение с иерархами Константинопольского патриархата, а также прервать участие РПЦ в Епископских ассамблеях, равно как и в богословских диалогах, многосторонних комиссиях и всех прочих структурах, в которых председательствуют или сопредседательствуют представители Константинопольского патриархата».
И это только первый шаг. Потому что если Варфоломей не одумается, и ожидаемое уже в октябре провозглашение украинской автокефалии произойдет, последуют следующие, куда более серьезные меры:
«В случае продолжения антиканонической деятельности Константинопольского патриархата на территории Украинской православной церкви мы будем вынуждены полностью разорвать евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. Вся полнота ответственности за трагические последствия этого разделения ляжет лично на патриарха Константинопольского Варфоломея и поддерживающих его архиереев».
Если сейчас, переводя на дипломатический язык, РПЦ заявила об отзыве посла, то в случае прекращения евхаристического общения речь уже будет идти о разрыве дипломатических отношений. То есть прекратятся уже и совместные молитвы священников, а миряне не смогут причащаться в храмах Константинопольского патриархата. В основном они расположены в Америке, где есть и храмы РПЦ – но главная святыня мирового православия – Афон – также находится в «юрисдикции» Константинополя. И это станет серьезнейшей проблемой для русских паломников.
Хотя в 1996 году мы уже приостанавливали евхаристическое общение из-за «вторжения» Константинопольского патриархата на нашу каноническую территорию, в Эстонию – тогда этот конфликт был улажен в течение нескольких месяцев. Сейчас же речь идет о гораздо более серьезном конфликте, причины которого настолько глубоки и многогранны, что шансов быстро его разрешить, просто нет. Потому что мы имеем дело с геополитической войной против России – именно этим и объясняется нападение Фанара (так называют Константинопольский патриархат) на Украину.
После распада СССР и отделения Украины великая Россия не исчезла – единство России, Украины и Белоруссии сохранилось на церковном уровне.
С точки зрения атеистов это ничтожная вещь, но для русского православного человека это значит очень и очень многое. Не только память о прошлом, но и единое настоящее, и, самое главное, уверенность в будущем собирании русского народа воедино. Патриарх Московский и всея Руси – это не просто титул предстоятеля Русской православной церкви, но и символ единства великой России.
Государственный строй и внутреннее устройство России не раз менялись на протяжении тысячелетия – но церковь не только выступала рука об руку с княжеской и царской властью строителем и собирателем земель русских, но и всегда была объединяющей всех русских людей скрепой. Даже когда русские земли распадались, даже когда русскую церковь раскалывали – она снова и снова собирала все воедино. Так было и в XVII веке, когда временно отколовшаяся киевская митрополия была воссоединена с Московским патриархатом.
Развал СССР был трагедией нашего народа и нашей церкви. Но когда вслед за установлением государственных границ была проведена и попытка разделить церкви, Святая Русь выстояла. Лишь небольшая часть украинских прихожан ушла за раскольником Филаретом – а основная осталась в Украинской православной церкви (имеющей автономию, но являющейся частью Московского патриархата). Попытки построить Украину-не Россию осуществлялись на всех уровнях – но все наши враги понимали, что пока церковь остается единой, ничего у них не получится. Для того чтобы не допустить возвращения национального единства нужно разбить тот камень, на котором была основана русская нация. И то, что мы видим сейчас, это как раз отчаянная попытка разбить его.
Почему отчаянная? Потому что обреченная на неудачу. Единство Русской православной церкви сохранится вопреки всем проискам украинской политической элиты, Запада и ставшего их орудием Фанара. Создание на Украине новой церковной структуры, якобы автокефальной «Украинской православной церкви» не приведет к тому, что верующие устремятся в нее. Как потому, что для любого православного уйти к раскольникам – это страшный грех, так и потому, что люди прекрасно понимают, что имеют дело с политической игрой киевских властей, мечтающих «отрубить все щупальца империи», то есть оторвать Украину от России.
Может ли Киев попытаться силой захватить православные храмы и особенно Киево-Печерскую лавру и передать их «автокефалам»? Теоретически да – но практически это будет означать развязывание настоящей гражданской войны на Украине, поэтому пока что Порошенко воздержится от этого. Украинской власти нужен внутриполитический пиар вокруг «второго и окончательного обретения независимости Украиной» – и они его устроят.
Какой-то эффект на ту часть населения Украины, которая все еще пребывает в антироссийском дурмане, это, конечно, произведет – но одновременно окажет и совершенно противоположное воздействие на православное большинство. Оно увидит открытую опасность и открытого врага – что приведет лишь к сплочению вокруг УПЦ. То есть вокруг Святой Руси, частью которой и является православная церковь на Украине.
Россия борется с попытками Запада увести Украину самыми разными способами – и противодействие церковному расколу сейчас становится важнейшим. От того, как русские люди в России и на Украине будут «стоять в Вере», от того, как будут защищать свое духовное единство, зависит и то, как скоро мы увидим и физическое воссоединение двух единых частей русского мира.