Политика

13 августа 2018, 21:45

Загадки "Нового величия" требуют немедленных ответов

Фото: кадр канала «Грани.Ру»

Следствие по делу организации «Новое величие» постепенно превращается в скандальную историю, к которой имеется ряд серьезных вопросов. От ФСБ, прокуратуры и суда требуются ответы, ведь сторонники версии о «провокации спецслужб» уже прямо сравнивают действия нашего государства с методами исламских террористов.

Полгода назад в Москве были арестованы девять человек – их подозревают в создании экстремистского сообщества «Новое величие». Семь мужчин и две девушки – из столицы и Подмосковья – по версии следствия, создали в ноябре прошлого года организацию, которая ставила целью свержение конституционного строя, «участие в народных восстаниях, революционных действиях, в столкновении с представителями действующего в России режима». Как показал при первом допросе Руслан Костыленков, которого следствие считает лидером «Нового величия»:

«Целью организации было восстановление порядка на территории Российской Федерации, организация трибунала над членами правящей верхушки, отмена репрессивных действующих законов, Конституции...».

Как говорится в материалах следствия, для пропаганды своих взглядов активисты создали телеграм-канал, паблик «ВКонтакте» и чат, также они время от времени встречались в офлайне, печатали и раздавали листовки и даже съездили на заброшенный полигон в Подмосковье, чтобы пострелять из карабина и потренироваться в метании и изготовлении коктейлей Молотова.

За те полгода, что арестованные сидят в СИЗО, шум вокруг дела только нарастает. Два месяца назад к генпрокурору Юрию Чайке обратились три депутата Госдумы от КПРФ, попросивших проверить законность действий оперативников и следователей, работающих по уголовному делу движения «Новое величие» в связи с появившейся информацией о том, что эта организация была создана в результате провокаций сотрудников спецслужб:

«У нас нет доступа к материалам дела, поэтому мы не торопимся утверждать, что была провокация преступления. Но если сведения СМИ верны, необходимо срочно защитить молодых людей и девушек, которых уже посадили в СИЗО и которых только готовятся посадить».

В июле уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова выступила за смягчение меры пресечения для двух девушек – Марии Дубовик и Анны Павликовой.

А после того, как в прошлую пятницу суд продлил на месяц арест самой младшей из подозреваемых, 18-летней Анны Павликовой, дело комментировали уже и в Кремле. Отвечая на вопрос об обращении к президенту, в котором содержался призыв перевести Павликову под домашний арест, пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков сказал:

«Обращение было, на контроле держат, но идет судебный процесс, поэтому президент не может в него вмешиваться никак. Об этом не может быть и речи, он не может высказывать своих каких-то суждений. Это шло бы в противоречие с действующим законодательством».

При этом реакция части либеральной общественности на дело «Нового величия» приобретает уже характер чрезвычайно радикальный. Понятно, что сразу же заговорили о 37-м годе, о сознательном запугивании несогласных, о терроре. Но вот что пишет как бы респектабельный «Коммерсант»:

«Арест и суд над показательно невиновными тинейджерами – показательно античеловеческий спектакль. Его участники показательно играют роль не людей. Других...

Запредельная жестокость, запредельная беззаконность, запредельная демонстративность – изумляют....

В данном случае в борьбу с тинейджерами перенесены приемы борьбы с исламским террором.

В истории военных действий или войны спецслужб часто бывает, что противники учат друг друга тактике боя. Мне кажется, силовые структуры переняли у тех, с кем боролись, тактику публичного длящегося теракта...

Но важна квалификация этих действий государства как теракта. Этот тезис должен быть в информационном поле. Государство – это легитимное насилие. Совершая теракты, оно выигрывает в эффективности, но теряет легитимность. Это очень опасно для него самого. Важно, чтобы оно это осознало».

Почему же часть нашей интеллигенции опять повторяет то, что говорили и писали в 19-м веке их революционные предшественники: о том, что государство – это не просто враг, а сознательный губитель собственного народа, сила, которая хочет держать всех в страхе, и поэтому можно и нужно вести с ним борьбу не на жизнь, а на смерть? Откуда это приравнивание своего государства к оккупантам, наделение власти инфернальными чертами – что в 19-м веке, что в 20-м, что сейчас? Что же наше государство им сделало на этот раз?

В СМИ активно распростарняется информация, что «Новое величие» было создано в результате провокации спецслужб – якобы некий Руслан Д., чьи показания есть в деле, был специально внедренным в него сотрудником. В протоколах допроса указано другое имя – Константинов Александр Андреевич, а все другие сведения о его личности отсутствуют. И хотя все рассуждения о том, что он сексот, строятся только на догадках адвоката одной из обвиняемых, либеральная общественность приняла это за абсолютную истину.

Более того – уже называют еще одного, а то и двух участников «Нового величия», якобы внедренных в него органами. Из чего и следует категорический вывод – органы создали-спровоцировали экстремистскую организацию, а теперь с помощью суда над ее участниками-детьми хотят запугать все население России. А вы как думали?

Параллельно раскручивается тема «они же дети» – из Анны Павликовой уже сделали «жертву режима». Репортажи из семьи «девочки с хохлатыми попугайчиками», описания зверского обыска у нее в доме, рассказы о болезнях, которые она уже заработала в СИЗО – все это накручивает публику, и призывы «Верните девочку маме!» поддерживают уже даже самые далекие от политики люди.

В деле «Нового величия» действительно есть странности – но при чем здесь запугивание и государство-террорист? Кого хотят запугать  страшные чекисты – людей, которые рассуждают на кухнях или в чатах о политике? Но это вся страна – посмотрите соцсети и прессу. Миф о страшных органах, желающих навести в стране террор против инакомыслящих, существует только в воспаленном сознании части либеральных «борцов с режимом» – все их страхи вызваны лишь их собственными страхами и комплексами.

Проблема в том, что, при всей невинности Анны Павликовой, она угодила в плохую компанию – последователей Вячеслава Мальцева. Этот «революционер» и провокатор (но не спецслужб, а по собственной натуре) сбежал за границу задолго до того, как назначенная им на 5 ноября 2017 года в России революция не случилась. Для нее он создавал сообщество «Артподготовка» (позже запрещенное в России), агитировал (как обычно – распространяя ложь и фейковые новости) и провоцировал – а когда обещанный «конец света» не случился, его сторонники пошли гулять по Сети, создавая новые чаты и группы. Одним из сторонников Мальцева был и Руслан Костыленков, а Мария Дубовик создала чат «Идем в кафешку 10.11», из которого и выросло «Новое величие».

Кем были его участники? Обычными юношами и девушками – объединенными недовольством властью и жизнью. Хотели ли они убивать и взрывать? Нет, просто хотели поговорить, поиграть в революционеров. Но чем должны заниматься спецслужбы? Следить за возможными экстремистскими организациями – в том числе и на стадии их зарождения. Рискну предположить, что кто-то из «революционеров» уже был на примете у Центра «Э» – например, тот же Костыленков, как активный мальцевец. И когда органы засекли его новую активность, они могли подключиться к ней, чтобы вести – вот тогда сначала в чате, а потом и в организации и появился Руслан Б. Он потом и написал устав организации, и стал одним из ее руководителей.

И вот тут начинаются самые главные вопросы.

Отменяет ли участие в организации внедренного сотрудника спецслужб преступность намерений ее участников? Даже не юридически – морально? Потому что юридически органы не имеют права провоцировать на противоправные действия – даже в благих целях вывести на чистую воду заговорщиков.

В федеральном законе «Об оперативно-разыскной деятельности» прямо сказано, что органам и должностным лицам запрещено «подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация)». Несколько лет назад Верховный суд, разбирая судебную практику рассмотрения уголовных дел, связанных со сбытом наркотиков, отметил, что значительная их часть возбуждается в результате оперативно-разыскных мероприятий (проверочных закупок):

«Из этого следует, что действия покупателя, по существу, были спровоцированы. Подобное вмешательство и использование в уголовном процессе доказательств нарушают принцип справедливости судебного разбирательства».

Тогда же всем судьям рекомендовали в каждом случае, когда в качестве доказательств используются результаты оперативно-разыскной деятельности, оценивать, насколько законно действовали оперативники.

То есть в деле «Нового величия» сначала прокурор, а потом и судья должны оценить – был ли вклад Руслана Б. (если он был сексотом) в становление и формирование организации важным, а то и ключевым, или нет.

И если был – быстро отреагировать на это. Но как именно – ведь суда еще не было? Например, прокурор может вмешаться в работу следствия – если он видит, что закон явно нарушен. Да и у судьи есть все материалы следствия – так что, ознакомившись с ними, он может вынести решение, например, об изменении меры пресечения. Эта тема вообще не связана с темой провокации спецслужб – так что если понятно, что та же Павликова просто участвовала в собраниях, то какой смысл держать ее в СИЗО?

Дело «Нового величия» стало уже таким громким и резонансным, что не только следователи, но и прокурор с судьей не могут не понимать свою меру ответственности – и должны ответить на высказываемые претензии. Десять дней назад Верховный суд уже затребовал к себе арестное дело Павликовой – но главные вопросы не к нему, а к следствию как таковому. Если выяснится, что оформлению «Нового величия» активно способствовали спецслужбы, это будет всячески использовано против нас – не против власти, а против нас всех. Потому что как раз те силы, которые реально вынашивают планы «революции», будут всячески раздувать тему «государства-террориста», сознательно работая на провоцирование ненависти к власти и смуты.

Если же выяснится, что спецслужбы лишь следили за организацией, никто из обличителей не скажет им спасибо – все равно будут твердить про «невинных детей». Точно так же, как в свое время оправдывали сначала народовольцев, а потом эсеров. Которые тоже сначала только рисовали проекты революций – и лишь потом убивали царя, министров и городовых. Под аплодисменты или как минимум при сочувствии столичных либеральных обличителей «кровавого царизма».

Что касается Анны Павликовой и Марии Дубовик, руководствуясь принципами гуманизма, возможно, стоит отпустить их под домашний арест уже сейчас. И вести дальше разбирательство, чем в действительности является дело «Нового величия».

Текст: Петр Акопов

Вам может быть интересно

Силы ПВО сбили 121 украинский беспилотник за ночь
Темы дня

Суд в Донецке определит ключевых военных преступников Украины

Политическое и военное руководство Украины обвинили в геноциде мирного населения Донбасса. В опубликованном Генпрокуратурой РФ списке фигурируют бывший президент, экс-министры, действующие командующие и высокопоставленные чиновники. По мнению экспертов, это создает правовую основу для будущего суда и может сыграть важную роль в переговорном процессе.

Назначение уроженца СССР предрекает «Моссаду» тяжелые времена

Внешняя разведка Израиля («Моссад») получит нового руководителя – им станет уроженец Белорусской ССР Роман Гофман. Почему в Израиле его считают героем, какую роль отводит новому главе разведки политическое руководство Израиля – и почему само это назначение несет «Моссаду» мало хорошего?

Экс-глава МИД Украины Кулеба попал на видео со странно танцующей подругой

Макрон заявил о «козырях» Европы по конфликту на Украине

Директор Долиной рассказал о размере гонораров певицы после скандала с квартирой

Новости

Путин назвал шесть системных задач правительства на 2026 год

Президент Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам подробно обозначил ключевые направления работы правительства на 2026 год.

Симоньян сообщила о начале третьего курса химиотерапии

Главный редактор телеканала RT Маргарита Симоньян сообщила о начале третьего курса химиотерапии.

Зеленский назвал кандидатов на пост главы своего офиса

Глава киевского режима Владимир Зеленский впервые озвучил список кандидатов на должность главы своего офиса, куда вошли в том числе министр обороны Денис Шмыгаль, министр цифровой трансформации Михаил Федоров, а также глава ГУР Кирилл Буданов (внесен в список экстремистов и террористов в России).

Новак: В России усилят ответственность за нелегальные кредиты

Зампред правительства Александр Новак анонсировал введение строгих мер против нелегальных кредиторов и криптомайнеров. Об этом он заявил на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам.

Глава МИД Польши созвал экстренное совещание совета стран Балтийского моря

Глава польского МИД Радослав Сикорский созвал экстренное онлайн-совещание Совета государств Балтийского моря.

Мерц и Макрон назвали «решающими» ближайшие дни для Украины

Канцлер Германии Фридрих Мерц и президент Франции Эммануэль Макрон объявили Владимиру Зеленскому о наступлении решающих дней для завершения конфликта на Украине.

Госдума назвала дату рассмотрения закона о православных крестах на гербе России

Государственная дума во вторник даст предварительную оценку поправкам, предлагающим официально внести православные кресты в описание герба Российской Федерации, сообщил председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Военкор сообщил о сбитом украинском Су-27 на Запорожском направлении

Украинский истребитель Су-27 под управлением подполковника ВСУ Евгения Иванова был уничтожен ВС России, сообщил военкор Евгений Поддубный.

Суд вернул Туапсинский морской порт государству

Государству по решению арбитражного суда Краснодарского края вернули три гектара земли и стратегическую инфраструктуру Туапсинского морского коммерческого порта, сделка 1996 года признана незаконной из-за фиктивного долга.

Суд приговорил грузчика из «Пятерочка», оправдывавшего террористов ради рекламы

Уроженец Чечни Мансур Хаджиев получил три года шесть месяцев колонии общего режима за публичные оправдания действий Хаттаба, Дудаева и Масхадова ради раскрутки Telegram-канала.

Кот Ларри сбежал из офиса Стармера после приезда Зеленского

Кот-мышелов Ларри не стал сопровождать главу британского правительства Кира Стармера и главу киевского режима Владимира Зеленского в резиденцию на Даунинг-стрит, сообщает The Guardian.

Путин обновил состав СПЧ

Президент России Владимир Путин подписал указ о ротации состава Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ).
Мнения

Владимир Рубцов: Киев экспериментирует с ИИ-национализмом

Под лозунгами очистки от «токсичного контента» и поддержки украиноязычных текстов Киев начал операцию по конструированию националистической языковой реальности, отфильтрованной с помощью нейросетей на базе американских технологий.

Игорь Горбунов: Чили в поисках здравого смысла

Чилийская ситуация показывает, что общество устало выбирать между радужной повесткой, оторванной от бытовой реальности, и коричневой ностальгией по простым силовым решениям.

Сергей Миркин: Донбасс всегда голосовал против Украины

Европейские пропагандисты все еще пытаются сшить Донбасс с Украиной – например, вспоминают итоги референдума 1991 года, на котором жители региона якобы высказались за то, чтобы быть вместе с Украиной. Хотя реальное волеизъявление людей на всем протяжении независимости Украины было прямо противоположным.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов