«Яков, если тебя держат в заложниках, подмигни», – пошутил в своем Twitter другой потенциальный кандидат в мэры Москвы Илья Яшин*, комментируя неожиданное решение Якубовича. Судя по всему, к такому повороту демократического процесса оказался не готов и сам Сергей Митрохин. После объявления результатов голосования он обвинил руководство «Яблока» в том, что праймериз проводились недостаточно открыто и «партия принялась отталкивать потенциальных сторонников».
«Победу одержала аппаратная клика, которая недовольна тем, что московское «Яблоко» имеет свою самостоятельную позицию по политическим вопросам», – заявил Митрохин РБК.
«Голосуй за Митрохина» и «Кац – Яблоку – конец»
«Такие комментарии не дают, когда знают, что в пользу тебя снимется победитель. Не стоит подозревать в подобной истории «Яблоко», оно тут такой же пострадавший, как и мы с вами. Такие пируэты – это часть той системы, в которой мы живем, – прокомментировал скандал в партии дугой ее член, урбанист и политтехнолог Максим Кац. – В мэрии давно хотели выдвижения Сергея Митрохина и наверняка как-то поработали с Якубовичем. А возможно, что это был маневр мэрии изначально».
Самого Каца называют автором и вдохновителем многих внутрипартийных интриг в «Яблоке». Неформально говорилось, что кандидатуру Сергея Митрохина поддерживал сооснователь «Яблока» Григорий Явлинский, а Якова Якубовича – Максим Кац* и группа молодых муниципальных депутатов. Сторонники Митрохина даже распространяли плакаты в пользу своего лидера с соседствующими лозунгами: «Голосуй за Митрохина» и «Кац – Яблоку – конец» (видимо, пытаясь зарифмовать фамилию своего оппонента со смертью партии).
«Сейчас он (Кац) развил бурную деятельность по захвату «Яблока» – в частности, по вышвыриванию из «Яблока» Митрохина, – писала муниципальный депутат района Лефортово Александра Андреева. – В реальности все разумные люди прекрасно понимают, что Кац работает на Собянина».
Еще накануне второго тура праймериз, куда вышли Митрохин и Якубович, Максим Кац признавался, что «долгое время работал над тем, чтобы на этих мэрских выборах произошло что-то интересное, и выдвижение Якубовича – это как раз такое».
Безусловно, эффект от этих праймериз превзошел ожидания всех партийных участников и наблюдателей. «Яблоко» уже давно не собирало столько упоминаний в СМИ и соцсетях, как в результате этих праймериз. После того, как Якубович сам себя нокуатировал после неожиданной победы, политолог Александр Пожалов написал, что слово «праймериз» демократам пора запретить.
«Финальная консультация» с Явлинским
За несколько дней до голосования Якубович написал обращение к избирателям, заверив их в собственной независимости: «Хочу также отметить, что являюсь полностью самостоятельным кандидатом, свободным от обязательств перед кем бы то ни было как ранее, когда баллотировался в депутаты, так и сейчас. Свою избирательную кампанию и тогда, и сейчас я веду сам».
Складывается впечатление, что Якубович или в принципе не рассчитывал победить на выборах, поэтому 58% голосов партийных выборщиков поставили его в неудобное положение, или ему пришлось взять на себя некие обязательства уже в процессе голосования, когда стало понятно, что Митрохин проигрывает.
По официальной же версии, Яков Якубович решил отказаться от голосов своих избирателей, испугавшись, что не пройдет муниципальный фильтр – чтобы быть зарегистрированным кандидатом, претенденту необходимо получить 110 подписей муниципальных депутатов. «Между тем я уверен, что у Сергея Сергеевича (Митрохина) это получится», – заявил Якубович. Позднее он заявил, что решение отказаться от участия в выборах оформилось после «финальной консультации» с Григорием Явлинским уже после окончания голосования.
«Якубович спросил Явлинского, сможет ли он обеспечить прохождение муниципального фильтра. Он (Явлинский) сказал, что нет», – заявил РБК пресс-секретарь Явлинского Игорь Яковлев.
Якубович не пояснил, почему узнал о непреодолимых бюрократических препятствиях только после второго тура праймериз, ведь муниципальный фильтр на выборах мэра Москвы применяется с 2013 года. Поэтому его сторонники отказываются верить в официальную версию самоустранения политика. «Банальная имитация демократии – праймериз пошли не по плану», «некрасивая история», «возможно, есть какой-то компромат на него», «зачем тогда я голосовал?», «даже с учетом того, что я был на стороне Митрохина, не могу не сказать, какое это позорище», – пишут в комментариях на странице партии «Яблоко» в Facebook.
Сергей Митрохин, адаптировавшись к новостям о том, что он все-таки выиграл проигранные выборы, теперь заявляет, что ничего неожиданного не произошло. «Победила моя программа, победил я в первом туре, а во втором Яков Якубович снял свою кандидатуру, поскольку понимал, что его используют как инструмент для манипуляции мои оппоненты – поставлена была цель не избрать какого-то кандидата, а не дать избраться мне», – приводит слова Митрохина «Интерфакс».
Еще один претендент на борьбу за кресло мэра Москвы, Дмитрий Гудков*, признался, что сам чудом избежал ловушки, которую готовило ему «Яблоко», иначе его ожидала бы судьба Якубовича. Якобы полгода назад Гудкова пытались «заманить в эти праймериз», когда обсуждался возможный политический союз старейшей демократической партии России и молодого политика. Однако Гудков отказался – он уверен, что партия просто поменяла бы условия праймериз, чтобы он не смог на них победить.
«Сценарии могли меняться, но результат был предрешен: никаких неожиданностей, способных поколебать контроль над партией Григория Явлинского,
– пишет Дмитрий Гудков. – Об этом мне под страшным секретом рассказывали помощники самого Явлинского – и в эту ловушку я не пошел».
Впрочем, предвыборные скандалы оживляют не только внутрипартийную жизнь «Яблока», но и внутриоппозиционную жизнь столицы в целом. Дмитрий Гудков и Илья Яшин наперебой говорят о необходимости выдвинуть единого кандидата. А по факту – что кто-то из них должен отказаться от борьбы в пользу другого. Оба записывают обращения друг к другу, выкладывают их в социальные сети – вместо того, чтобы поговорить напрямую. В результате заочных переговоров Яшин заявляет, что «сделал все, что мог», но общедемократических праймериз не будет – Гудков предложил «мутную схему», которая не что иное, как «просто неуважение к людям».
Таким образом, в 2018 году, как и в другие годы, оппозиция так и не смогла выдвинуть единого кандидата. «За время, пока демократы не могут объединиться, я успел окончить школу, институт и еще 10 лет фигней всякой прозаниматься», – пишет Илье Яшину его читатель, резюмируя успехи оппозиционных политиков по построению диалога друг с другом. В этом смысле «Яблоко», безусловно, является лидером договорного процесса. Пусть с нарушением норм, но партия смогла назвать своего единого кандидата на пост мэра Москвы.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом