У каждой трагедии есть имя. В случае с пожаром в «Зимней вишне» (как, впрочем, и в любом другом случае) очень важно, чтобы это имя оказалось верным.
Все правила безопасности пишутся кровью. Сотни тысяч людей ежедневно превышают скорость, игнорируют ремни и детские сиденья, перебегают железнодорожные пути и собираются «вот-вот» вызвать электрика, чтобы починить искрящую розетку. Большинству везет. Но не всем.
Предприниматели регулярно критикуют пожарных за придирки, зачастую справедливо. Но, как показали трагедия «Хромой лошади» в Перми и нынешняя в Кемерово, цена даже незначительного нарушения иногда оказывается неприемлемо велика.
Сложно сказать, о чем думают люди, которые распространяют в социальных сетях адские слухи о «сотнях погибших». Когда гибнет один ребенок – это ровно на одного больше, чем может безболезненно перенести общество. В Кемерово погибли десятки. Кому-то это кажется недостаточным?
Социальные сети, которые используются для распространения слухов, в другой своей ипостаси являются надежным средством от подозрений в том, что «власти скрывают». Невозможно в цифровой век «спрятать» хоть сколько-нибудь значительное число жертв. Так было с фальшивкой про «сотни убитых» в Сирии. То же самое сейчас и в Кемерово.
Федеральная власть в принципе не заинтересована в том, чтобы что-то или кого-то «прятать». Чтобы трагедия не повторилась, нужно максимально открытое и полное расследование, невозможное без оглашения реального количества жертв.
Другое дело, что, независимо от «специалистов» и кликуш в соцсетях, кемеровские власти совершили немало ошибок, помимо главной – согласования открытия «Зимней вишни».
То, что у возглавлявшего регион с 1997 года Амана Тулеева серьезные проблемы со здоровьем, известно с 2016 года. Он лечился в Германии и в Москве, возвращался в Кемерово и снова уезжал лечиться. В отставку губернатор не подавал, а президент может отправить избранного главу региона в отставку по одной-единственной причине – «в связи с утратой доверия».
До дня трагедии в «Зимней вишне» поводов для утраты доверия Тулеев не давал – ни президенту, ни кемеровчанам. По идее, опытный и квалифицированный руководитель способен создать систему, которая будет работать без сбоев даже в случае его физического отсутствия на рабочем месте. Но это только по идее.
Возможно, физическим самочувствием Тулеева и его душевными переживаниями (на пожаре погибла его 11-летняя племянница) можно объяснить его несуразную фразу про «бузотеров» или «великое спасибо» Владимиру Путину за абсолютно естественное для президента поведение. Да, некоторое количество «бузотеров» среди митинговавших в Кемерово наверняка было, это неизбежно. Но большинство – это родственники погибших.
Вице-губернатор Сергей Цивилев тоже проявил себя не лучшим образом, необдуманно обвинив Игоря Вострикова, потерявшего на пожаре жену, трех детей и сестру, в попытке пиара. Правда, тот же Цивилев впоследствии встал на колени и попросил прощения у кемеровчан.
То, что в Кемерово будут проведены самые серьезные проверки – очевидно. Как заявил президент, будут и отставки, но не следует сразу «назначать» виновных – для установления истины работают следователи.
Глава государства также заверил, что расследование пойдет «по всей цепочке, начиная с тех, кто давал разрешение, и заканчивая теми, кто должен был следить за безопасностью, этим ЧОПом, который сидел и кнопку не нажал». «Все, кто должен отвечать, все ответят», – подчеркнул он, добавив, что «никто ничего скрывать и никого прикрывать не собирается».
Трагедия в Кемерово разделила Россию на три неравные части. Самая маленькая – это те, кто за деньги или по другим причинам позволили «Зимней вишне» открыться и работать с подобными нарушениями. Они должны быть наказаны, невзирая на чины и предыдущие заслуги. А их коллеги из других регионов – исправить аналогичные нарушения, пока еще не поздно.
Другая часть, чуть побольше – это те самые «бузотеры», которые затмили Аману Тулееву реальных родственников жертв на площади в Кемерово. Действительно, люди, которые пытаются попиариться на трагедии, заметны лучше, чем те, кто реально пострадал. По сути, подобные «хайполовы» ничем не отличаются от тех, кто открывает фальшивые счета якобы для сбора денег пострадавшим.
Уже известна личность одного из авторов фальшивок о числе жертв – это украинский пранкер Евгений Вольнов.
Впрочем, вряд ли нужно следовать дурному примеру США и Британии и искать виноватых исключительно за границей. Своих заинтересованных в «разжигании» вполне достаточно.
Наконец, есть третья, самая большая группа – это мы с вами. Те, кто регулярно посещает торговые центры, концертные залы и клубы, воспитывает детей. И поэтому мы максимально заинтересованы в том, чтобы трагедии «Хромой лошади», Сямозера и «Зимней вишни» не просто не повторялись, а были в принципе невозможны.
Возможно, кому-то (в том числе и некоторым чиновникам) кажется, что власть – это какие-то другие, живущие далеко от общества люди. Но смерть родственницы Тулеева подтверждает, что это не так.
Скорбь, траур, тщательное расследование трагедии и наказание всех виновных не помогут вернуть погибших – но вполне могут помочь в том, чтобы вероятность подобных трагедий в будущем снизилась. Ведь сделать так, чтобы противопожарные правила строго соблюдались, можно только объединив усилия власти и общества.