В Сочи завершился всероссийский конкурс для управленцев «Лидеры России». 300 финалистов получили грант в размере 1 млн рублей, который потратят на образование, а лучшие из них, 103 человека, успешно прошедшие все тесты, смогут год учиться у выдающихся наставников. Среди последних – 39 управленцев и топ-менеджеров из бизнеса, культуры и государственных структур.
Корреспондент газеты ВЗГЛЯД пообщался с одним из победителей конкурса, москвичом Дмитрием Разжевайкиным. Несмотря на молодой возраст (Дмитрию всего 31 год), он занимался наукой, успешно проявил себя в бизнесе, но не собирается останавливаться на достигнутом. Конкурс «Лидеры России» он назвал серьезным вызовом самому себе.
ВЗГЛЯД: Какое задание было самым сложным?
Д. Р.: Самое сложное задание, которое мы здесь проходим, это за короткий срок встретиться и познакомиться с людьми, сформировать команду для совместной работы. Информацию о конкретных кейсах и нюансах участники и организаторы сознательно не раскрывают, поскольку методисты проделали огромную работу, и эти тесты будут продолжать проходить другие молодые управленцы. Все должны находиться в равных условиях.
ВЗГЛЯД: Если вам из бизнеса предложат перейти на госслужбу, на какие условия вы готовы согласиться?
Д. Р.: Действительно, про кадровую цель можно говорить, потому что она красной нитью проходит через весь конкурс. Это очень здорово, что государство научным и методическим способом решило составить некую выборку. Другое дело, что люди здесь из разных сфер, у них, условно говоря, все нормально в плане кадровых перспектив и заработной платы. Им нужно понять, надо ли им менять сферу деятельности, и если да, в какую сторону. Я в этом плане смотрю на ситуацию проще и всегда открыт новым предложениям: какая бы ни была сфера, я буду смотреть на предложения, исходя из личных взглядов на жизнь по принципу «интересно – не интересно». Причем деньги не играют определяющей роли, скорее это вопрос моего жизненного этапа пути. Поэтому буду отталкиваться от конкретных предложений.
ВЗГЛЯД: Расскажите о своей команде.
Д. Р.: В команде из восьми человек в финал вышли пятеро. Мне кажется, у нас была сильная команда, потому что получилась очень разноплановой: участники разных возрастов, разных отраслей, и мы каждый день переживали новую эволюцию, и она проходила с эмоциональным надрывом в каждом из участников. Для меня это было новым опытом, когда ты каждый день по-новому переживаешь эмоции: в первый день был разгон, потом взрыв, а потом очень конструктивная работа. Я думаю, это помогло очень.
ВЗГЛЯД: Какой был самый сложный день конкурса?
Д. Р.: Для меня – самый первый день финала (обращение спикеров к финалистам конкурса, начало тестовых заданий – прим. ВЗГЛЯД). Я сюда приехал с определенной установкой для себя, и когда понял, что установка и реальность несколько различаются, то пережил небольшой стресс и не смог сразу включиться в работу. Через несколько часов наступило самоосознание, и я расслабился, начав получать огромное удовольствие от конкурса, общения с участниками. И если бы я первый день отработал так, как могу, то результаты были бы лучше, точно знаю.
ВЗГЛЯД: Сергей Кириенко, обращаясь к победителям в финале, сказал, что победителям надо не зазнаваться и раскрывать в себе потенциал, не почивая на лаврах. Как вы планируете раскрыть свой потенциал и в какой сфере?
Д. Р.: Зазнаваться точно не надо, я согласен с Сергеем Владиленовичем.
После урока в гимназии № 8 у меня был эмоциональный взрыв, я себя несколько переосознал. Ученики девятого класса, с которыми я беседовал, очень восприимчивые и живые. Для меня лично мир перевернулся, и я буду смотреть, как могу проявить себя в этой сфере. Речь не о чтении лекций, не о преподавании, а о том, чтобы сеять добро среди молодого поколения.
Спрашивал у сочинских школьников, каким спортом они увлекаются. Думал – лыжи, сноуборды, ведь природа Сочи дает такие возможности, как и инфраструктура, созданная к Олимпийским играм в Сочи в 2014 году. Они ответили, что основная причина, почему местные школьники не катаются на лыжах и сноубордах, в том, что у них не хватает средств. Почему? Потому что нужно оплатить оборудование, аренду, дорогу до места назначения. Цены на сочинских курортах заряжены на жителей крупных городов с доходом не ниже среднего: они занимают гостиницы, курорты, это бизнес. Но, ребята, надо не только деньги зарабатывать на том, что построили для россиян и Олимпиады, у вас еще есть местная молодежь.
Во всех европейских городах, где есть подобные лыжные курорты – в Швейцарии, Франции, Италии – дети с раннего возраста встают на лыжи. А в Сочи дети не могут получить этот опыт. В чем проблема дать автобусы и оборудование, чтобы иногда уроки физкультуры для школьников из Сочи и Адлера проходили в горах? Это не сложно, не дорого, а эффект окупит все вложения. Это не частная история, а образовательный процесс, поэтому подобными темами должна заниматься местная власть, мэр.
ВЗГЛЯД: Многие финалисты конкурса после открытых уроков в школах обменивались контактами со старшеклассниками, рекомендовали книги по саморазвитию и заявили о готовности продолжить общение. На закрытии конкурса организаторы предлагали взять на себя социальную ответственность и тоже стать наставником для детей. По какому принципу вы выбирали бы себе учеников?
Д. Р.: Как выбирают человека? Понравится он при встрече или нет. Это везде так в жизни, либо есть «химия», либо ее нет.
ВЗГЛЯД: У какого-то наставника к вам уже есть «химия»?
Д. Р.: Я не знаю, сам не определился, к какому наставнику идти, мне это еще предстоит. Я выбирал людей из разных сфер: из бизнеса, госуправления, в том числе с прицелом на то, где мне интересно было бы поработать. Я выбирал по принципу того, что, может быть, они меня чему-нибудь научат. И я тоже готов их чему-то научить, потому что я не из госслужбы, а из сферы бизнеса, у меня есть свежий взгляд на некоторые темы, и я готов делиться своими идеями. Так что про наставника пока рано говорить, как и про выбор института для дополнительного образования.
ВЗГЛЯД: Как вы оцениваете организацию конкурса?
Д. Р.: Все прошло очень честно и профессионально, оценщиков подобрали отличных, и действительно оценки экспертов отражают реальную картину.
Есть различные методики оценок. В частности, я недавно заинтересовался американской системой оценки GMAT (англ. Graduate Management Admission Test) для бизнес-школ. Там очень сложная система оценки, которая поражает воображение. Когда я начинал участие в конкурсе «Лидеры России», то ожидал, что оценочная система будет похожей, но оказалось, что она гораздо шире и масштабнее. Были критерии оценки, используемые в GMAT, но были и дополнительные критерии – психологические, интуитивные, логические. Методистам, которые все это разрабатывали, огромный респект, потому что такого уровня оценки я никогда не видел. Люди – это не только про знания, цифры, умения и математику, но и про интуицию. Я видел, как во время и после испытаний эксперты-оценщики писали себе целые листы по совершенствованию своей системы. Эту историю очень важно развивать дальше, поскольку цели глобальны.
ВЗГЛЯД: Вы планируете потратить на образование миллион или намерены разделить его с кем-то из подчиненных?
Д. Р.: Если бы я решил потратить деньги не на себя, то скорее отдал бы часть средств на то, чтобы отправить школьников в горы, но не стал бы это как-то афишировать. Моя команда знает, что процесс обучения у нас постоянный: я их учу, они меня учат. Зачем люди участвуют в конкурсе? У них есть грант на образование, было бы странно потратить эти деньги на что-то другое.
ВЗГЛЯД: У вас есть какая-то сверхцель в работе вне этого конкурса?
Д. Р.: У меня есть цель быть лучшим в том, что делаю, где я работаю, поэтому считаю, что проект «Лидеры России» – один из самых лучших в мире, и это подтверждают многие мои коллеги.