Приезд премьер-министра Японии Синдзо Абэ в Россию не принес сенсаций. Впрочем, их и не ждали.
Сотрудничество с Россией перешло для Японии из желательного, но необязательного, в статус жизненной необходимости
Вокруг недавнего декабрьского визита Путина в Японию накручивались серьезные ожидания, опасения и многочисленные прогнозы. В свою очередь приезд Абэ в Москву воспринимается куда более обыденно – как обычная рабочая поездка.
От японской поездки Путина ожидали прорыва – как по курильскому вопросу, так и по теме мирного договора, и именно она продемонстрировала, что прорыва и молниеносного решения не будет. Зато она определила ключевые тренды развития двухсторонних отношений, а нынешний приезд Абэ подтвердил их.
Причем эти тенденции вполне могут считаться переломными.
Для самого больного вопроса двухсторонних отношений – спора вокруг Курильских островов – найдено элегантное решение, которое позволяет обеим сторонам сохранить лицо. Причем для Токио это особенно актуально.
Курильские острова остаются российскими. Причем, как известно, там активно наращивается присутствие военных, что подчеркивает неизменность российской принадлежности гряды. Однако острова становятся объектом совместной хозяйственной деятельности, и процесс все больше переходит от слов к делу. В частности, в ходе этого визита Абэ была достигнута договоренность о совместном проекте по разведению рыб и морских ежей на четырех северных островах Курильской гряды. А президент России анонсировал поездку группы японских чиновников «для изучения конкретных возможностей взаимодействия» летом на Южные Курилы. Также будет запущен авиарейс для бывших жителей островов.
Выгоды данного решения для обеих сторон очевидны. У Курил появляются перспективы масштабных японских и совместных инвестиций, что даст толчок жизненно необходимому для них развитию, а обе страны будут получать экономическую выгоду от деятельности там.
Политически же данное решение позволяет обоим государствам соблюсти лицо. Для России совместная хозяйственная деятельность ничего не меняет в позиции «Курилы – наши». Зато у японских властей появляется возможность заявлять своему обществу, что это часть процесса возвращения островов Японии.
Но куда более показательным в этом визите японского премьера является другое. И он, и президент России в своих выступлениях на пресс-конференции по завершению переговоров уделили очень большое внимание теме совместной работы на Курилах. Однако, согласно помощнику главы российского государства Юрию Ушакову, на двухсторонних переговорах «одной из ключевых тем» (в переводе с дипломатического языка это означает «главной темой») была ситуация на Корейском полуострове.
На протяжении более полувека тема Курильских островов и отсутствующего мирного договора прочно блокировала любое масштабное взаимодействие и сотрудничество между Москвой и Токио. Ситуация усугублялась урезанным суверенитетом Японии и ее вассальным положением относительно США, которые, собственно, и организовали этот «блокиратор» двухсторонних отношений.
Однако ныне ситуация кардинально изменилась.
Главным изменением стало то, что сотрудничество с Россией перешло для Японии из желательного, но необязательного, в статус жизненной необходимости. Москва также заинтересована во взаимодействии с Токио, но ее заинтересованность все-таки не имеет привкуса отчаяния. А со Страной восходящего солнца, чем дальше, тем больше дело обстоит именно таким образом.
Перед Японией стоит ряд критических системных проблем и угроз, включая печальную перспективу одной из первых попасть под раздачу, если в регионе перейдут в горячую фазу многочисленные и старательно подогреваемые военные конфликты. Противостояние между Северной и Южной Кореей – просто самое известное и заметное широкой аудитории.
Также крайне актуальной для Японии становится проблема энергодефицита. Так что слова Владимира Путина, что Япония «будет обеспечена дополнительными энергоресурсами», дорогого стоят для Токио.
Кроме того, важно, что с приходом Дональда Трампа в Белый дом у Токио открылось окно возможностей по усилению контактов с Москвой и, возможно, даже ослаблению вассальной зависимости от Вашингтона.
В результате главным итогом визита Абэ стал очередной шаг по превращению темы Курил и мирного договора из гигантского «валуна», десятилетиями намертво перекрывавшего развитие отношений и сотрудничества между Японией и Россией, в одну из важных, но все-таки не принципиальных тем двухсторонних отношений.