Госсекретарь США Рекс Тиллерсон накануне обозначил приоритеты, которыми будет руководствоваться администрация Трампа в борьбе с ИГИЛ. «США усилят давление на ИГ и «Аль-Каиду*» и будут работать над созданием временных зон стабильности посредством режима прекращения огня, чтобы позволить беженцам вернуться домой», – заявил глава Госдепа, выступая перед представителями 68 стран «антиигиловской» коалиции, собранной США.
Подвох в том, что союзники турок сделают все, чтобы «растворить» в своих рядах боевиков «Нусры». Об этом мне на теледебатах заявлял один из командиров ССА
Телеканал Al Jazeera, комментируя выступление главы Госдепа, отмечает: Тиллерсон не уточнил, где именно будут находиться так называемые зоны стабильности.
При этом Al Jazeera указывает – «создание таких зон безопасности может усилить военное вмешательство США в Сирии». В таком случае США пришлось бы «увеличить свои союзнические «невоздушные» силы, кроме того, потребуются наземные силы для защиты гражданских лиц на этих территориях и дополнительные силы для прикрытия населения с воздуха», поясняет Al Jazeera.
Арабский телеканал также отмечает, что предложение Тиллерсона (и, следовательно, администрации Дональда Трампа) станет «серьезным отступлением от более осторожного подхода Барака Обамы». Соединенные Штаты до этого момента не ставили своей целью создание «зон безопасности», констатирует портал Military Times.
«Я признаю, что на Ближнем Востоке есть много неотложных проблем, но победа над ИГ – это цель США номер один в регионе», – объявил Тиллерсон, обращаясь к представителям коалиции. Глава Госдепа упомянул и более конкретные цели: возвращение второго по величине города Ирака Мосула (отметим, что ранее Трамп заявлял о возможном пересмотре планов в отношении Мосула) и вытеснение боевиков из «столицы» ИГ Ракки в северо-восточной Сирии.
Союзники США – в первую очередь восточноевропейские – поспешили подтвердить новые инициативы Вашингтона. В четверг глава МИД Польши Витольд Ващиковский, находящийся в Вашингтоне, сообщил, что страна может рассмотреть расширение своего участия в борьбе с ИГ. «Сейчас наши самолеты выполняют патрульные полеты (в Кувейте – прим. ВЗГЛЯД), но они могут пригодиться и в каких-то боевых миссиях», – цитирует ТАСС слова Ващиковского. А глава МИД Венгрии Питер Сийярто сообщил, что его страна отправит еще 50 солдат в Ирак, увеличив таким образом свой «взнос» до 200 человек.
С точки зрения экспертов, к моменту, когда Тиллерсон обозначил приоритеты США в Сирии и Ираке, Соединенные Штаты уже изменили свою тактику.
Главное, чтобы не повторилась история с ИГИЛ*
Политолог-востоковед Таймур Двидар в комментарии газете ВЗГЛЯД отметил: безусловно, американцы и так уже по факту усилили свою активность в Сирии и Ираке.
На это же указывается в публикации The New York Times. Издание сообщает: сотни сирийских повстанцев при поддержке американских военных советников и при участии американской артиллерии и боевых вертолетов во вторник начали крупную операцию по перекрытию западных подступов к Ракке, отметил портал. Это первый столь массированный пример воздушной атаки США в Сирии против ИГ, констатирует NYT. «Между тем уже сейчас дают о себе знать пробелы в операции Вашингтона, которая не пересматривалась должным образом», – подчеркивается в публикации New York Times.
«В Манбидже на севере Сирии они уже по факту своим присутствием разграничили, с одной стороны, курдов, а с другой – турок и их союзников из «Сирийской свободной армии» (ССА). Россия там также присутствует, видимо, соблюдая некие негласные договоренности между военными ведомостями Турции, США и России», – рассказал он.
Однако, считает Двидар, сейчас мы все находимся в ожидании выработки Пентагоном новой стратегии по борьбе с терроризмом на Ближнем Востоке. «Создание «зон безопасности» – это, напомню, одно из предвыборных обещаний Дональда Трампа. Также эта идея звучит в унисон с позицией Тайипа Эрдогана. Эти зоны безопасности, скорее всего, станут анклавами, куда вернутся сирийские беженцы из Турции. Это благое намерение», – полагает эксперт.
#{smallinfographicleft=773669}С другой стороны, отметил Двидар, очень большой подвох заключается в том, что союзники турок по операции «Щит Евфрата» из ССА открыто говорят о том, что сделают все возможное для того, чтобы «растворить» в своих рядах боевиков «Джебхат ан-Нусры*». «Об этом мне в ходе теледебатов напрямую заявлял один из командиров ССА. В итоге мы можем получить «зоны безопасности», контролирующиеся весьма сомнительными людьми», – сообщил востоковед.
Для Москвы является принципиальным, чтобы все действия на территории Сирии согласовывались с законным сирийским правительством, подчеркивает Двидар. Кроме того, сами по себе «зоны стабильности» – идея хорошая. Вопрос в том, кто их будет контролировать. Для Москвы недопустимо, чтобы их контролировали бывшие террористы, добавляет эксперт. Поэтому Россия должна требовать согласования с ней всех шагов в этом направлении.
По мнению Двидара, потворствуя этим амбициям ряда представителей «умеренной оппозиции», США могут наступить на те же грабли, на которые они наступили в Ираке, по факту породив в итоге ИГИЛ.
«Де-факто зоны безопасности в Сирии уже созданы»
При проведении крупных операций, будь то город с миллионным населением Мосул или Ракка, возникает риск гуманитарной катастрофы, отметил начальник отдела исследований ближневосточных конфликтов и вооруженных сил региона Института инновационного развития Антон Мардасов.
«В Ракке живут суннитские племена, сотрудничающие сейчас с «Исламским государством*», но, в принципе, готовые в случае успеха штурма Ракки перейти на другую сторону. Думаю, что США воспользуются их услугами. В СМИ появлялись вбросы о том, что якобы после взятия Ракки городом будет управлять некий провинциальный консул, лояльный Дамаску», – рассказал эксперт газете ВЗГЛЯД.
Де-факто, по мнению Мардасова, зоны безопасности, о которых говорил Тиллерсон, в Сирии и Ираке уже созданы, просто сейчас зашла речь об их легитимации.
«В Ираке это многочисленные палаточные лагеря, в Сирии это лагеря беженцев, например, в провинции Хасеке. Кроме того, часть беженцев находится рядом с сирийско-иорданской границей, там функционирует французский полевой госпиталь», – сообщил он.
В то же время, отметил Мардасов, в Сирии есть два проблемных региона, где создание подобных зон безопасности затруднено. «Это, в первую очередь, сирийский Курдистан, где турки и их союзники борются не только с ИГИЛ, но и с курдскими «Силами самообороны» из «Демократического союза». Однако сейчас какие-то столкновения между турками и курдами возможны только на сирийско-турецкой границе, поскольку турки сейчас не заинтересованы в том, чтобы «зацепить» американцев или русских, открывших недавно пункт в Африне. Вторая проблемная зона – это Идлиб. После фактического срыва переговоров в Астане по вине всех участников без исключения получается, что сейчас «умеренные» отряды снова сражаются плечом к плечу с бывшей «Нусрой», – считает военный эксперт.
Резюмируя, Мардасов отметил, что де-факто все предпосылки для формального создания зон безопасности есть, но турецкий фактор и непонимание между «умеренной оппозицией» и режимом Асада могут стать препятствием на пути американских планов. «Однако для самих США сейчас эти детали не так важны, они сосредоточены на борьбе с ИГИЛ в Ракке», – добавил он.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ