Политика

9 августа 2016, 07:56

Путина и Эрдогана объединяет стремление к самостоятельности

Фото: Reuters

Встреча, которая состоится во вторник в Петербурге, принципиально отличается от множества других переговоров на высшем уровне. Рукопожатие Владимира Путина и Реджепа Эрдогана должно разморозить российско-турецкие связи и их личные отношения. Возможно ли это в принципе после произошедшего 24 ноября, какими будут теперь отношения между двумя президентами?

За 17 лет на вершине власти у Владимира Путина было много важных встреч на высшем уровне. Были и такие, от исхода которых зависело очень многое; впрочем, выделить самые-самые сложно по причине банальной секретности того, о чем шла речь на переговорах. Но встреча 9 августа, к которой приковано всеобщее внимание, действительно уникальна: никогда прежде Путин не встречался с человеком, с которым были практически разорваны отношения.

Эрдоган не друг и не враг России – он самостоятельный руководитель Турции, не боящийся принимать решения и пользующийся поддержкой своего народа

После того как Турция 24 ноября прошлого года уничтожила российский Су-24, Путин не только отказался от любых контактов с Эрдоганом, но и поставил на паузу весь комплекс российско-турецких отношений. И одновременно выдвинул Эрдогану ультиматум, потребовав выполнить три условия (извинение, компенсация и наказание виновных в гибели летчика) для восстановления отношений двух стран.

Да, Путин не оскорблял лично Эрдогана – это вообще не в его стиле, даже по отношению к бывшим «партнерам», которые сами переходят грань, но общий накал обвинений Москвы в адрес турецкого руководителя был беспрецедентно высоким. Было понятно, что это лишь элемент психологического давления, что Путин не сжигает мосты, а наоборот, подталкивает Эрдогана к как можно более быстрому исправлению ситуации. Но некоторые наши «говорящие головы» посчитали, что все кончено, и откровенно заигрались в псевдопатриотические игры, соревнуясь в нападках на Эрдогана. Посчитав, что отношения Путина и Эрдогана никогда уже не восстановятся, они решили, что на турецком президенте можно оттачивать свою «верноподданность» Путину.

Но Путин лишь принуждал Эрдогана к исправлению ошибки (да, убийство летчика – это преступление и вызов, но в политическом плане то, что сделала Турция 24 ноября, было именно ошибкой, причем даже если оценивать уничтожение российского самолета исходя из чисто турецких интересов), и эта тактика оказалась успешной. В конце июня Эрдоган извинился – и началась подготовка к августовской встрече, на которой два президента должны были закрыть черную главу в истории отношений двух стран.

Но на пути к ней произошло еще одно событие: попытка военного переворота в Турции, в ходе которой Эрдоган не просто устоял, но и упрочил свои позиции. Путин позвонил Эрдогану и осудил путч – как сказал турецкий президент, «сделал это оперативно, практически незамедлительно». На контрасте с поведением западных лидеров этот жест Москвы стал еще более заметным, тем более что Эрдоган стал обвинять внешние силы в поддержке и чуть ли не инициировании заговора.

И вот теперь они встретятся лицом к лицу – с момента последних их переговоров в середине ноября в Анталье прошло девять месяцев, в которые уложился и разрыв, и начало примирения. Есть ли вообще возможность склеить то, что казалось разбитым?

Конечно, есть, причем даже в личностном плане. Дело в том, что Эрдоган не друг и не враг России – он самостоятельный руководитель Турции, не боящийся принимать решения и пользующийся поддержкой своего народа. И именно это делает его важным и интересным партнером для Путина – партнером в нормальном, не ироническом смысле этого слова.

Ведь большинство руководителей иностранных государств, с которыми имеет дело Путин, не ровня ему – не по интеллектуальным или волевым качествам, а по своей роли и функциям. Это нанятые элитой менеджеры – кто-то с большими полномочиями, кто-то с меньшими. Ни один из западных лидеров не способен сам принять решение по действительно важным вопросам. Более того, почти никто из них не мыслит категориями десятилетий, не думает об уроках прошлого и не имеет картины будущего для своей страны.

Есть, конечно, Си Цзиньпин и аятолла Хаменеи, встречаются настоящие лидеры и в небольших странах, от которых, впрочем, мало что зависит на глобальной арене, но в целом шутка Путина о том, что после смерти Ганди не с кем поговорить, не так уж и далека от истины. На международной арене дефицит ответственных стратегически мыслящих руководителей – тех, кто выражал бы волю своего народа, глубоко понимал суть происходящих в мире процессов и не боялся принимать решения и отвечать за слова и дела.

А Эрдоган, как бы к нему ни относиться, принадлежит к числу немногих самостоятельных лидеров, и это, учитывая большой вес Турции в мире, особенно в таком ключевом регионе, как Большой Ближний Восток, делает его крайне значимой фигурой. Фигурой, с которой можно разговаривать серьезно, потому что его волнуют действительно серьезные, значимые для его страны вопросы, он может принимать решения.

Смешно, когда волнуются за то, что «турку нельзя доверять», «Эрдоган – предатель и предаст снова». В отношениях между реальными государственными деятелями, руководителями, озабоченными отстаиванием интересов своих стран, не может быть ни полного доверия, ни дружбы. Это уже надчеловеческие отношения – при всей важности личной химии. Можно, конечно, пропагандировать тезис, что «Турция – исторический враг России, сейчас мы воюем с ней в Сирии», но это будет надругательством над историей и нынешним положением вещей.

Турция – исторический сосед России, а многие тюркские народы являются младшими братьями русского народа в нашей стране или находятся в орбите русской цивилизации на т. н. постсоветском пространстве. Русско-турецкие отношения крайне важны для обеих цивилизаций, тем более тогда, когда обе они как избавляются от навязанного им комплекса неполноценности в отношении Запада, так и сопротивляются давлению глобалистских сил.

Путин и Эрдоган – абсолютно разные, но одинаково направленные люди. Оба хотят создать своим государствам-цивилизациям наиболее благоприятные условия для развития, причем развития национального, самостоятельного. В условиях повышенной глобальной нестабильности эти условия должны быть одновременно как внешними, так и внутренними. Пересечение интересов России и Турции в Сирии привело к 24 ноября – 12-летние и, казалось бы, проверенные отношения Эрдогана и Путина не выдержали испытания войной.

Путин был возмущен «ударом в спину», Эрдоган считал, что, начав операцию в Сирии, Россия слишком мало считалась с турецкими интересами, и хотя в последний раз они встречались буквально за неделю до 24 ноября, Эрдоган решил привлечь внимание Кремля уничтожением самолета.

Поднял ли он таким образом значение Турции в глазах России, улучшил ли позиции Турции в сирийском конфликте? Наоборот, он лишил свою страну и себя действительно важного стратегического партнера. Учитывая сам курс Эрдогана на самостоятельность (как внешнеполитическую, так и внутри страны), его более чем напряженные отношения с атлантическими элитами, а также российское присутствие в Сирии, потеря контактов с Путиным и приостановка всех – как геополитических, так и экономических – связей с Россией стали для турецкого президента критическими. 

Является ли нынешнее примирение с Эрдоганом надежным и долговременным? Это тоже странный вопрос: если Эрдоган хочет оставаться Эрдоганом и двигаться в том же направлении, что и предыдущие 13 лет у власти, то у него нет альтернативы укреплению турецко-российских связей. Не потому, что ему нравится Путин или Россия, а потому, что Турции нужна настоящая самостоятельность и устойчивость, причем в качестве государства, в котором правит не чуждая народу вестернизированная элита, а люди, исповедующие ту же веру, что и остальной народ. Это путь Эрдогана – и это и является главной ставкой Путина в работе с ним. Потому что и сам Путин идет этой же дорогой самостоятельности, геополитической и цивилизационной.

И поэтому по Сирии Путин и Эрдоган рано или поздно договорятся – точно так же, как и по «Турецкому потоку». Даже по Асаду, от требования отставки которого Эрдоган не может отказаться, может быть найдено взаимопонимание – на словах требуя его ухода, Анкара будет вынуждена смириться с тем, что он остается. Ведь Эрдогана как турецкого патриота больше всего волнуют курды, и главное для Москвы и Дамаска – это сделать так, чтобы турки меньше беспокоились насчет «курдской угрозы». Естественно, Эрдоган продолжит игру и с ЕС, и с США (особенно по курдскому вопросу) – он ведь работает на свою страну и ее национальные интересы. Но в его отношениях с Путиным появился важный опыт, который свидетельствует о том, что с Россией лучше говорить прямо, не пытаясь сыграть на противоречиях между ней и Западом. 

Эрдоган сейчас не поведет свою страну из НАТО в ШОС, но сам вектор его правления будет уменьшать влияние атлантистов на Турцию, сближать ее с Россией, Китаем и Ираном. Это отвечает национальным интересам России, и именно поэтому Путин принимает извинения от человека, который теперь постоянно называет его «моим дорогим другом Владимиром».

Текст: Петр Акопов

Вам может быть интересно

С Украины возвращены 46 жителей Курской области
Темы дня

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Эксперт оценил способность противодействия западных комплексов ПРО «Орешнику»

В Госдуме оценили вероятность продажи «Северного потока – 2» американцу

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

В Польше заявили о решающей фазе конфликта на Украине

Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил о вступлении конфликта на Украине в решающую фазу и предупредил о возможной угрозе глобального конфликта.

Патрушев заявил о росте военного присутствия Запада в Арктике

Страны Запада усиливают военное присутствие у границ России в Арктике для укрепления позиций в борьбе за ресурсы, заявил помощник президента РФ, председатель Морской коллегии России Николай Патрушев.

Лукашенко назвал условие, при котором отключит интернет в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае повторения протестов 2020 года в стране отключат интернет, чтобы предотвратить дестабилизацию и вмешательство из-за рубежа.

Минобороны заявило о попадании в цель всех боевых блоков ракеты «Орешник»

Баллистическая ракета средней дальности в безъядерном гиперзвуковом оснащении «Орешник» успешно достигла своей цели в Днепропетровске, сообщило Минобороны.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Меркель объяснила решения Германии по Украине в 2014 году

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel отметила, что поддержка Украины оружием в 2014 году не была бы успешной стратегией для возвращения Донбасса.

Глава СПЧ: Мы не должны маргинализировать детей мигрантов

Глава Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев призвал обеспечить обучение детей мигрантов, которые являются гражданами России, несмотря на то, что они не владеют русским языком.

Бжания сообщил о своем отъезде из Абхазии

Бывший президент Абхазии Аслан Бжания, подавший отставку, заявил, что уехал в Москву и планирует провести там несколько дней.

Выигравшая 100 млн рублей москвичка назвала талисманы для привлечения денег

Жительница Москвы Екатерина П. случайно выиграла 100 млн рублей, покупая мед и лотерейный билет в торговом центре.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?