Министр иностранных дел Великобритании Филип Хаммонд заявил, что концерт в Пальмире стал «безвкусной попыткой отвлечь внимание от продолжающихся страданий миллионнов сирийцев», – цитировала политика DW.
Западные правительства действительно весьма неохотно одобряют военную роль России в Сирии
Глава британского МИДа попытался пояснить, что это особенно очевидно на фоне авиаудара по лагерю беженцев на севере Сирии, в результате которого погибли по меньшей мере 28 человек, в том числе женщины и дети. Напомним, оппозиция и присоединившийся к ней Хаммонд голословно обвиняют в этом налете правительственные силы. «Это показывает, что нет такой глубины, до которой не может упасть этот режим. Пришло время для всех тех, кто обладает влиянием на Асада, сказать: «Хватит – значит хватит», – добавил министр, явно намекая на Россию.
Госдеп США при этом предпочел воздержаться от гневной аффектации и назвал факт выступления российского оркестра в Пальмире позитивным. «Я никогда не буду выступать с осуждением того, что оркестр выступил в пострадавшем от войны городе. Это отлично. Это хорошо», – сказал официальный представитель Госдепартамента Марк Тонер на брифинге. В то же время он повторил официальную позицию Штатов: с одной стороны, США «счастливы, что ИГ удалось выбить из Пальмиры», а с другой – «замена (ИГ) режимом Асада – это не лучший выход».
Напомним, состоявшийся в четверг концерт в амфитеатре Пальмиры назывался «С молитвой о Пальмире. Музыка оживляет древние стены». Он был посвящен в том числе погибшему в ходе выполнения боевой задачи в Сирии Александру Прохоренко. Его тело в четверг было отправлено в Оренбургскую область, где 6 мая пройдут его похороны. Также мероприятие посвящалось памяти хранителя Пальмиры Халеда Асаада, убитого боевиками, и всех погибших в борьбе с терроризмом в Сирии. В составе российской делегации в историко-архитектурный комплекс Пальмиры прибыли министр культуры Владимир Мединский, замглавы МИДа Геннадий Гатилов и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Перед началом концерта на видеосвязь с сирийской Пальмирой вышел президент России Владимир Путин.
«Россия считает недооцененной свою роль»
The New York Times попыталась совместить привычную критику российского присутствия в Сирии и некий комплимент культурной акции в Пальмире. «Россия оставила свой след в Сирии грохотом бомб и артиллерии. В четверг россияне добавили к этому нежные звуки: живая классическая музыка эхом раздавалась в древнем каменном театре и заполняла жуткую, безжизненную пустыню».
По мнению авторов издания, «контраст был призван подчеркнуть, что Россия считает недооцененной свою роль в оказании помощи сирийским войскам в освобождении Пальмиры от боевиков и роль в борьбе за цивилизацию против варварства». Еще год назад на этом месте террористы казнили в древнем амфитеатре людей, напомнило издание.
«Западные правительства действительно весьма неохотно одобряют военную роль России в Сирии, которую они неоднократно характеризовали как попытку не просто искоренить терроризм, но и помочь президенту Сирии Башару Асаду подавить оппозицию, в том числе повстанческие группировки, поддерживаемые Западом», – указывает The New York Times.
Между тем Владимир Путин в своем обращении заявил о «надежде на возрождение Пальмиры как наследия всего человечества, а также о надежде, что наша современная цивилизация будет освобождена от такой ужасной болезни, как международный терроризм», – цитировала российского президента NYT и добавила к этому высказывание Валерия Гергиева, который подчеркнул: «Мы протестуем против варваров, разрушивших замечательные памятники мировой культуры. Мы протестуем против казни людей здесь, на этой большой сцене».
При этом NYT не забыла напомнить, что Гергиев – художественный и генеральный директор Мариинского театра в Санкт-Петербурге, а ранее главный дирижер Лондонского симфонического оркестра и Мюнхенского филармонического оркестра, уже давно горячо поддерживает российскую политику при Путине. Упомянуло издание и о виолончелисте Сергее Ролдугине, «чье имя всплыло после появления «панамских документов» и обвинения против которого Путин охарактеризовал как попытку «ослабить нас изнутри».
Участие в концерте Сергея Ролдугина, «против которого, несмотря на «панамское досье», никакого расследования по подозрению в неуплате налогов не проводилось», возмутило и обозревателя немецкой газеты Frankfurter Allgemeine Фридриха Шмидта. Это говорит о том, что «Путин стоит за своих друзей. Показанные по телевидению картинки фактически легитимировали коррупцию», указал он. В целом же «путинское послание было адресовано не присутствующим, а Западу», уверен немецкий журналист.
Путин хотел показать, что Запад может быть партнером Путина в борьбе с ИГ и «вместе с тем его вассалом в Дамаске – ведь это меньшее зло по сравнению с попирающим цивилизационные ценности ИГИЛ*», указал автор. «Пиликанье престижного оркестра» нужно Путину, «чтобы на Западе забыли, как сирийский диктатор и его покровители из Москвы убивают мирное население в Алеппо», уверен Шмидт. Он также напомнил, что в четверг в результате авиаудара по лагерю беженцев в городе Сармада погибло минимум 28 человек.
«Дать надежду сирийцам»
Однако справедливости ради NYT привела высказывание постоянного представителя Сербии при ЮНЕСКО Дарко Танасковича, который напомнил о важности концерта в Пальмире и подчеркнул, что он был необходим прежде всего «международному сообществу», чтобы дать надежду сирийцам. «Мы должны решать проблемы мигрантов в Европе, но также мы должны им дать надежду жить здесь», – подчеркнул он.
«У России сложилась целая традиция использовать классическую музыку для поднятия морального духа во время войны. Это было еще в августе 1942 года, когда во время нацистской блокады Ленинграда, так называли тогда Санкт-Петербург, голодающие русские музыканты исполнили Симфонию № 7 Дмитрия Шостаковича, известную также как Ленинградская симфония», – напомнило издание.
Ленинградскую симфонию № 7 Гергиев исполнил и в разрушенном Цхинвале в 2008 году, отметила The Guardian. Она признала, что произошло это после «ужасной попытки главы Грузии Михаила Саакашвили вернуть себе повстанческую территорию, что и спровоцировало реакцию России». Восхищаясь «триумфальным концертом в театре Пальмиры в Сирии, после того как сирийские войска, поддерживаемые Россией, смогли отбить город от рук боевиков», газета также не преминула напомнить, что Гергиев – «любимый дирижер Кремля». При этом Deutsche Welle** добавила, что Гергиев приезжал с оркестром и в Беслан, и в пострадавшую от землетрясения и цунами Фукусиму, а там никаких политических целей Москва не преследовала.
В качестве ложки дегтя The Guardian все же добавила: «И хотя Кремль говорит, что никто из сирийских гражданских лиц не пострадал в результате российских бомбардировок, правозащитные организации утверждают, что за последние шесть месяцев в результате атак российских сил погибли сотни человек», – отметила газета, правда, что это за правозащитные организации и к каким фактам они апеллируют, она не уточнила.
В заключении The Guardian признала, что российские саперы обработали большую часть пустыни и обезвредили мины с использованием самых современных робототехнических устройств.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ
** СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента