Почти половина россиян уже знает о запланированном на 22 мая предварительном голосовании «Единой России» по отбору кандидатов на выборы в Госдуму, сообщила в четверг газета ВЗГЛЯД, ссылаясь на данные ВЦИОМ.
Знаю два региона, где у ведущих кандидатов на праймериз отношения с губернаторами хуже некуда. Просто хуже некуда. Особенно у людей, которые идут под брендом ОНФ
Вопрос, почему эта новая процедура привлекла к себе внимание общества, обсуждали социологи и политологи на дискуссии, которая состоялась в здании ТАСС. Выступивший первым глава ВЦИОМ Валерий Федоров сообщил, что «праймериз «Единой России» стали резонансным событием политической весны», поскольку «47% в той или иной степени информированы о его проведении». При этом интерес практически не зависит от партийных предпочтений респондентов, согласно выкладкам ВЦИОМ, так как во всех партийных группах более 40% опрошенных заявили о том, что в той или иной степени интересовались данным мероприятием.
Запрос на новые лица, но «не на фриков»
«Мы это по всем исследованиям видим: есть запрос на новые лица, причем, конечно, не на фриков. Есть запрос на обновление, но не на разрушение, не на революцию. Вот этого как раз люди боятся, – пояснил глава ВЦИОМ Валерий Федоров. – Новые лица нужны, конструкцию ломать никто не хочет. Поэтому кто угодно – домохозяйка, фермер, депутат, который когда-то ушел, а сейчас хочет вернуться. Это нормально, это соответствует общественному запросу».
Интерес к праймериз генеральный директор аналитического центра «Московский регион» Алексей Чадаев объяснил на дебатах тем, что в провинции разгорелось жесткое соперничество между старым и молодым поколениями политиков.
«Ход праймериз вызвал замешательство у многих представителей старой элиты, которые привыкли к системе «согласованный кандидат, идущий при поддержке админресурса», и кампанию можно дальше не вести. В ряде территорий было видно, как многие кандидаты, которые думали, что у них уже все хорошо, потому что их где-то согласовали и поддержали, вдруг обнаружили, что их молодые лихие конкуренты не стали дожидаться, пока их где-то там поддержат, пошли к людям», – отметил Чадаев.
Молодые «лихие» конкуренты, по словам эксперта, зарабатывали популярность за счет активного личного общения с избирателями. «Я знаю кандидатов, которые по семь–восемь встреч в день проводили. И вдруг обнаружилось, что электоральные-то рейтинги у старых фаворитов вовсе и не такие высокие. А у некоторых они и вовсе «утонули» – на второе–третье место. Как же так? – риторически спросил Чадаев. – Была некоторая растерянность».
Некоторые участники выпустили собственные приложения для смартфонов для общения с избирателями, уточнил он. «Некоторые кандидаты свои мобильные приложения выпустили для смартфонов, через которые общаются с избирателями, то есть уже не веб-сайт или аккаунт в соцсетях становится площадкой, а приложения для смартфона, и это происходит, заметьте, на праймериз», – сказал Чадаев. По его словам, кандидаты также активно используют мессенджеры, чаты в «Телеграме» и постоянные каналы в «Перископе» для трансляции своих встреч.
Социологи нашли единороссам «подкову»
В свою очередь председатель Совета директоров Фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский добавил, что активное использование IT-технологий связано с высоким рейтингом поддержки «Единой России» среди молодежи. «Однако вызов для любой политической силы – это мобилизовать именно молодежь и призвать ее прийти на выборы», – сказал он.
«В этом смысле современные технологии, методы сетевой агитации – это то, что позволяет мобилизовать эту электоральную группу, то есть «Единая Россия» тестирует те вещи, которые пригодятся ей в сентябре, потому что если есть повышенная декларируемая поддержка партии среди молодежи, то одна из ключевых задач «Единой России» на 18 сентября – это привести этих людей на избирательные участки», – заключил Бадовский.
«Парадоксальным образом у «Единой России» поддержка устроена примерно так – наиболее высокая она в возрастных категориях 18–30 и 45+, – вторил ему Чадаев. – А хуже всего она обстоит в категории 30–45 лет. То есть такая перевернутая парабола. Получается, кандидатам приходится вести две кампании. Одну – сверхтрадиционную: публикации в районных газетах, встречи с ветеранами, все, что рассчитано на старших. А другую, совсем иную и методологически, и на уровне повестки – в Сети, со всеми этими приложениями. Это бросается в глаза».
«Информация «Ведомостей» – это просто неправда»
Кроме того, эксперты выразили сомнение в достоверности публикации газеты «Ведомости», которая в четверг написала, что с праймериз якобы «снимают всех, кто идет не от губернаторов». В качестве источника этой новости газета ссылалась на «бывшего федерального чиновника, знакомого с ситуацией в нескольких регионах».
В таких сложных системах, как предварительное голосование, нет никакого универсального критерия, кроме самих правил голосования, возразил Дмитрий Бадовский. «Все очень по-разному. Кого-то снимают, а кто-то сам снимается. Может быть, и правильно делает – оставляет себе пространство на будущее. В этом смысле те, кто снимается сам, может, поступают мудрее, чем те, кого снимают», – сказал политолог, отвечая на соответствующий вопрос репортера газеты ВЗГЛЯД.
«За последние месяцы мы видели много историй из регионов в жанре скандала. Думаю, и публикация «Ведомостей» – тоже из жанра «интриги, скандалы, расследования». Кто-то что-то кому-то сказал, назвался «источником» и доверительно на ухо «сообщил». На самом деле это все в значительной мере – элементы политтехнологий, это то, что сами кандидаты навязывают прессе в рамках своей повестки, своей стратегии», – пояснил политолог.
«По сообщениям в прессе видно, что какое-то количество конфликтов постоянно тлеет, но в большинстве случаев это на самом деле история про то, как кандидаты ведут свою кампанию. Привлечение к себе внимания, создание интриги в медиапространстве, в том числе интриги вокруг того, что вот «меня обидели» – значит, сейчас за меня пойдут голосовать. Это все элементы технологии», – подчеркнул Бадовский.
«Я знаю два региона, где у ведущих кандидатов на предварительном голосовании отношения с губернаторами хуже некуда. Особенно у людей, которые идут под брендом ОНФ, часто так бывает, очень непростые отношения с областными властями. Тем не менее, как вы понимаете, никто таких людей с голосования снимать не будет. Так что информация «Ведомостей» – это просто неправда», – добавил Чадаев.
Выявляются «скелеты в шкафу»
Тем не менее партия «проводит самоочищение», избавляясь от кандидатов, которые могут ее компрометировать, полагают участники дискуссии. Федеральный организационный комитет (ФОК) по проведению предварительного голосования «Единой России» в четверг одобрил решения депутатов Госдумы Александра Хинштейна и Михаила Юревича добровольно покинуть праймериз.
«В ходе предварительного голосования у некоторых кандидатов выявляются «скелеты в шкафу», и партия начинает их снимать с праймериз в связи с этими компрометирующими обстоятельствами, или они сами снимаются, понимая, что эта негативная информация все равно их потянет вниз», – сказал по этому поводу Дмитрий Бадовский. По его словам, «это позволяет «Единой России» расчистить свой кандидатский пул, исключить или минимизировать репутационные, имиджевые риски в период основной кампании».
Бадовскому вторил и генеральный директор Центра политического анализа Павел Данилин. «Это все просчитывалось до начала праймериз. Было понятно, что у кого-то что-то найдется, кто-то будет нехорошо вести себя по отношению к другим кандидатам... это неправильное поведение...» – сказал он. «То же самое было у Хинштейна с Юревичем – у них были свои проблемы», – добавил политолог. «Здесь нет никакого тяжелого бремени, ущерба для «Единой России», – подытожил эксперт.
Тем временем, пока в здании ТАСС продолжались дебаты, секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов не исключил, что в пятницу ФОК обсудит и вопрос о снятии с праймериз двух других депутатов Госдумы – Елены Николаевой и Михаила Слипенчука.