Сочинский саммит – не рядовое событие для внешней политики России. Никогда еще в нашей стране не проходили встречи в верхах с руководителями крупных региональных объединений.
Стабильно растущие страны АТЭС сейчас интересуют всех – Китай, Японию, США, Индию, Евросоюз
Единственное исключение – это саммиты Россия – Евросоюз, но все-таки Европа – это традиционный партнер и сосед, несмотря на то, что сейчас от таких встреч временно отказались сами европейцы. Есть, конечно, ШОС, но до недавнего времени это объединение все-таки было в основном «советско-китайским», большинство его участников принадлежало к постсоветскому пространству, и только теперь, с расширением за счет Индии и Пакистана, Шанхайская организация приобретает паназиатский характер.
Но кроме Китая и Индии в Азии есть еще несколько центров силы и единственное региональное объединение, приступившее к экономической интеграции. И именно за влияние на него в ближайшие десятилетия будет идти главная борьба между Китаем и Россией с одной стороны и США и Японией – с другой, потому что центр геополитических противоречий перемещается в Тихоокеанский регион, на восток Азии.
Речь идет об АСЕАН – Ассоциации стран Юго-Восточной Азии. Говоря языком карт, это та часть света, которая находится в треугольнике между Индией, Китаем и Австралией. 600 миллионов человек, совокупный ВВП делает АСЕАН седьмой экономикой мира, и все это десять стран, чьи лидеры сейчас приехали в Сочи. В феврале «десятку» принимал в Калифорнии Барак Обама (это был первый саммит в истории американо-асеановских отношений), а в сентябре пройдет очередная встреча Китай – АСЕАН.
За 20-летнюю историю отношений России с АСЕАН это уже третья встреча на высшем уровне, но две предыдущие проходили в Юго-Восточной Азии. Первая – в Малайзии в 2005-м, а вторая – спустя пять лет во Вьетнаме. Путин участвовал в первом саммите, и из нынешних его гостей только трое были его собеседниками на малайзийской встрече. Это брунейский султан Хассанал Болкиах, камбоджийский премьер Хун Сен и глава сингапурского правительства Ли Сянь Лун.
Султан правит Брунеем скоро уже полвека – он возглавил самое маленькое и богатое государство АСЕАН как раз в год создания организации, в 1967-м. Впрочем, изначально АСЕАН создали пять стран – Малайзия, Индонезия, Сингапур, Таиланд и Филиппины – и до шестерки ассоциация разрослась лишь в 1984-м, когда Бруней присоединился к своим соседям.
В 90-е АСЕАН пополнили бывшие коммунистические страны – Вьетнам, Лаос, Камбоджа – и полусоциалистическая Мьянма. При этом во Вьетнаме и Лаосе коммунисты остались у власти, сохранив и контроль за экономикой, а в Камбодже, хотя и вернулась королевская династия, реальная власть осталась в руках Хун Сена, впервые возглавившего правительство тогда еще социалистической Кампучии в 1985-м.
Сингапурский премьер не может похвастаться 50-летним или 30-летним правлением, он у власти всего двенадцатый год, но у него еще все впереди. Отец Ли Сянь Луна – знаменитый Ли Куан Ю – руководил страной тридцать лет в должности премьера, а потом еще пару десятилетий в качестве «старшего министра».
Семейственная передача власти традиционна в регионе – нынешний премьер Малайзии Наджиб Разак руководит кабинетом семь лет, но его отец и дядя возглавляли правительство в 70-е. В Индонезии президентом была дочь основателя страны генерала Сукарно, а на Филиппинах вообще есть несколько династий, сменяющих друг друга у власти. Так, до конца июня президентом страны будет Бенигно Акино III, чья мать была президентом, а отец не стал им только потому, что был застрелен. Впрочем, сменит Акино победивший на прошедших на днях выборах сверхоригинальный Родриго Дутерте, не представляющий никакую властную династию.
Филиппины станут единственной страной «десятки», которая не будет представлена в Сочи на высшем уровне. Еще в нескольких странах недавняя смена власти не помешала их новым руководителям приехать к Путину.
Ставший всего неделю назад премьер-министром Вьетнама генерал Нгуен Суан Фук прилетел даже с официальным визитом, ставшим его первой заграничной поездкой.
Для возглавившего Мьянму всего полтора месяца назад президента Тхин Чжо поездка в Россию – всего лишь второй выезд за границу.
Тхонглун Сисулит меньше месяца назад был назначен премьер-министром Лаоса, но и он прибыл в Сочи. У Сисулита два советских диплома о высшем образовании, а в октябре прошлого года он был награжден орденом Дружбы, который, скорее всего, ему и вручит в Сочи Владимир Путин, с ним они давно уже знакомы, ведь новый премьер десять лет возглавлял лаосский МИД.
Вообще, из всех гостей президент России не знаком только с новым президентом Мьянмы. С премьер-министром Таиланда генералом Праютом Чан-Оча, совершающим в эти дни официальный визит в нашу страну, Путин познакомился на саммите АТЭС в Пекине в ноябре 2014-го (генерал пришел к власти летом того года) – правда, переговоров тогда не проводилось.
Впрочем, у Праюта Чан-Оча установился хороший контакт с Дмитрием Медведевым – они несколько раз встречались на международных форумах, в том числе и в Таиланде. С индонезийским президентом Джоко Видодо, возглавившим свою страну полтора года назад, Путин за это время общался уже четыре раза, но это были разговоры на больших саммитах, и нынешний официальный визит даст первую возможность для обстоятельных переговоров.
Практически со всеми странами АСЕАН у России есть своя достаточно долгая история отношений – наиболее скромная она с Брунеем и Филиппинами. В советское время Филиппины были в зоне абсолютного американского влияния, и только в 1976 году Фердинанд Маркос решился приехать в Москву и установить дипломатические отношения. Мусульманский Бруней стал налаживать контакты лишь в 80-е, но маленькое и очень богатое королевство живет своей жизнью.
Самые глубокие отношения, конечно, с Вьетнамом – начиная с 50-х годов они прошли через все испытания, главное из которых, конечно же, оставление Россией всех геополитических позиций в 90-е годы.
Самые старые, сложные и при этом перспективные отношения – с Таиландом. Первый визит короля Сиама Рамы Пятого в Россию состоялся еще в конце 19 века, но в советские годы связи возобновились лишь в 60-е годы. Сближению мешала война во Вьетнаме – американцы жестко строили всех своих союзников, не рекомендуя им налаживать отношения с Москвой. Но тайцы все равно стремились к контактам, в том числе и на высшем уровне, а с 90-х годов началось освоение Таиланда русскими туристами. Сейчас генерал Чан-Оча говорит о желании закупать российское оружие (пока что были лишь небольшие закупки) и вообще всячески выступает за развитие отношений, говорит о своем уважении к «сильному человеку» Путину и называет Россию сверхдержавой.
Главным покупателем российского оружия в регионе является, конечно, Вьетнам, но растущий интерес к увеличению его закупок есть практически у всех, от Индонезии до Мьянмы. Тем более что в 50-60-е годы те же Мьянма и Индонезия были близкими друзьями СССР – со всеми вытекавшими отсюда оружейными последствиями.
Но не только оружие и туризм (в АСЕАН надеются в ближайшие годы довести количество наших туристов до 3 миллионов) сближают Юго-Восточную Азию с Россией. Есть немало совместных проектов в энергетике, строительстве инфраструктуры, есть большие планы по заметному увеличению экспорта продуктов сельского хозяйства в Россию и взаимным инвестициям (в том числе и в российское сельское хозяйство). Более того, Россия предлагает АСЕАН договориться о движении в сторону создания зоны экономического партнерства. Об этом говорил в декабре прошлого года в своем послании парламенту Владимир Путин:
«Предлагаю вместе с коллегами по Евразийскому экономическому союзу начать консультации с членами ШОС и АСЕАН, а также с государствами, которые присоединяются к ШОС, о формировании возможного экономического партнерства. Вместе наши государства составляют почти треть мировой экономики по паритету покупательной способности. Такое партнерство на первоначальном этапе могло бы сосредоточиться на вопросах защиты капиталовложений, оптимизации процедур движения товаров через границы, совместной выработки технических стандартов для продукции следующего технологического поколения, на взаимном открытии доступа на рынки услуг и капиталов. Естественно, это партнерство должно строиться на принципах равноправия и учета взаимных интересов.
Для России такое партнерство создаст принципиально новые возможности для наращивания поставок в Азиатско-Тихоокеанский регион продовольствия, энергоресурсов, инжиниринговых, образовательных, медицинских и туристических услуг, позволит нам играть лидирующую роль в формировании новых технологических рынков, а также развернуть на Россию крупные глобальные торговые потоки».
Понятно, что нынешние 20 миллиардов долларов товарооборота не делают Россию главным экономическим партнером АСЕАН (с Китаем и США обороты на порядок больше), но это не значит, что мы не можем увеличивать там свое влияние. Причем как экономическое, так и геополитическое.
Хотя стабильно растущие экономики стран АТЭС сейчас интересуют всех – Китай, Японию, США, Индию, Евросоюз – главная борьба за регион идет между Китаем и США. И это борьба экономическая по форме, но геополитическая по содержанию.
Юго-Восточная Азия – это зона естественной проекции китайского влияния, весь этот регион является главным объектом интересов Пекина. Китай не хочет никого захватывать – ему нужно, чтобы на юге от его границ были дружественные, экономически завязанные на него страны, не являющиеся союзниками США. Этого ни в коем случае не хотят допустить в Вашингтоне – Тихоокеанский регион объявлен главным приоритетом для США в 21 веке, сдерживание Китая, хотя еще официально не провозглашено, но по сути является главной задачей американцев в Юго-Восточной Азии.
За страны АСЕАН идет серьезнейшая борьба – США приглашают их в Тихоокеанское партнерство (куда вошли уже четыре страны АСЕАН – Вьетнам, Сингапур, Малайзия и Бруней), Китай продвигает «Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство», охватывающее все страны региона – от Японии до Индии (но не США). Понятно, что шансов сдержать экономическую экспансию Китая в регионе чисто экономическими средствами у США нет – время их военной, финансовой и идеологической гегемонии уходит, а для Китая это исторически «свой» регион.
Все страны АСЕАН веками испытывали огромное китайское влияние – культурное, экономическое, даже демографическое. Практически везде есть влиятельные китайские общины, а Сингапур и вовсе является «внешним» китайским государством. Уйти от этого китайского магнита им невозможно, но и потерять свою самостоятельность они не хотят. Игра на этом нежелании – единственный шанс для США проводить сдерживание Китая. По сути, Штаты хотят сдерживать Китай руками его южных соседей – вопрос только в том, нужно ли это им. В той же ситуации с территориальными спорами в Южно-Китайском море – где продвижение Китая вызывает тревогу у нескольких стран АСЕАН – видно, как американцы играют в защитника, всячески стремясь обострить отношения между соседями.
Россия в этой ситуации выступает в глазах стран АСЕАН не просто как партнер или союзник Китая, а как третья, не заинтересованная в циничном использовании их стран для своих интересов сила. И здесь геополитический вес Москвы и поставки российского оружия могут уравнять позиции России с китайскими и американскими – для тех стран региона, которые не хотят ни попасть в полную зависимость от Китая, ни стать марионетками в антикитайской игре США, Кремль выступает как уравновешивающий, а значит и очень нужный партнер.
Тем более что многие страны АСЕАН помнят, как начиная с 50-х годов, после того как они перестали быть европейскими колониями, Москва помогала становлению их независимости. Теперь перед ними стоит не менее сложная задача, и было бы странно, если бы они не смотрели в сторону возвращающейся в глобальную игру России.