Представители Международной группы поддержки Сирии (МГПС) на встрече в Мюнхене договорились установить перемирие в стране в течение недели. После пятичасового обсуждения достигнуто соглашение о немедленном «значительном сокращении насилия», которое «через неделю должно привести к концу боевых действий», заявил в ночь на пятницу, 12 февраля, министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер, которого цитировала DW.
Глава германского МИДа подчеркнул, что «только через несколько дней станет ясно», удалось ли в Мюнхене «добиться прорыва» в решении сирийского кризиса.
Тот срок, который был определен, является не столько реальным, сколько возможным
Не спешат с выводами
Госсекретарь США Джон Керри также не стал спешить с оценками: «Настоящая проверка будет заключаться в том, станут ли все участники контактной группы в реальности придерживаться взятых на себя обязательств», – сказал он, добавив, что мирные переговоры между сирийскими повстанцами и правительством в Женеве будут возобновлены «так скоро, как это возможно». Ему вторил и представитель одной из групп оппозиции Салим аль-Муслат: «Если мы увидим, что этот план претворяется в жизнь, мы очень скоро увидимся в Женеве», – сказал он.
Москва, в свою очередь, выразила надежду, что участники контактной группы «используют свое влияние на соответствующие оппозиционные группы, чтобы они в полной мере сотрудничали с ООН», подчеркнул министр иностранных дел России Сергей Лавров.
Достигнутые в Мюнхене договоренности не коснутся террористических организаций. «Перемирие не будет распространяться на ИГ, «Джебхат ан-Нусру*» и другие аффилированные с ними организации, которые признаны террористическими решением СБ ООН. Поэтому наши ВКС продолжат работать против этих организаций», – отметил Лавров, которого цитировала RT. Эту позицию подтвердил и Джон Керри.
Россия и США выходят на новый уровень сотрудничества
Керри поддержал российскую сторону не только в этом вопросе. Так, по его мнению, к переговорам необходимо подключить и сирийское правительство, за отставку которого, напомним, так настойчиво выступает Запад и его партнеры. «Есть разногласия, их необходимо устранить в рамках переговоров. Асад должен принять участие в таких переговорах», – указал госсекретарь США.
Керри добавил также, что «нет способа установить перемирие и оказывать гуманитарную помощь без сотрудничества всех членов с Россией». Теперь в Сирии должны быть срочно обеспечены поставки продовольствия и медикаментов в блокированные населенные пункты, и осуществляться они будут совместно – США и Россией. «Члены МГПС договорились использовать свое влияние со всеми сторонами на земле, чтобы работать вместе в координации с ООН для немедленного обеспечения гуманитарного доступа в Сирии», – отмечается в коммюнике по итогам встречи в Мюнхене. США уже согласились доставить вместе с Россией гумпомощь в сирийский город Дейр-эз-Зор, который боевики блокируют уже на протяжении трех лет.
Сергей Лавров заявил о создании рабочей группы Россия – США по прекращению огня в Сирии, куда войдут дипломаты и военные. Работа группы начнется «уже завтра в Женеве и будет проходить регулярно», отметил министр. По его словам, впервые «закреплена необходимость сотрудничества и координации не только по политическим и гуманитарным вопросам, но и по военному измерению сирийского конфликта». «Это качественное изменение в подходах, и мы его приветствуем. Мы за это постоянно выступали», – указал Лавров.
Целевая группа по Сирии будет согласовывать действия и в районах, которые занимают террористические организации. «Хочу выделить договоренность, что мандат этой целевой группы будет включать, в частности, определение общих подходов в отношении тех территорий, которые находятся под контролем ИГИЛ*, «Джебхат ан-Нусры» и прочих террористических группировок, которые квалифицированы в качестве таковых Советом Безопасности ООН», – сказал Лавров.
«Было согласовано, что между США и Россией, в том числе и на военном уровне, должна быть более тесная координация, – добавил Франк-Вальтер Штайнмайер. – Для этого в ближайшие дни представители обоих государств проведут переговоры».
Лавров отметил, что главным итогом сегодняшнего заседания считает «безусловное подтверждение резолюции 2254 во всей ее полноте». Он напомнил, что первый раунд переговоров был приостановлен, когда «часть оппозиции заняла совершенно неконструктивную позицию и пыталась выдвигать предварительные условия».
Достигнутые договоренности, однако, не означают, что западные страны поменяли свою позицию относительно политической роли Башара Асада. Уже после мюнхенской встречи президент Франции Франсуа Олланд вновь заявил: «Нам необходимо быть уверенными, что Башар Асад оставит власть». Он призвал Россию прекратить бомбардировки и обвинил сирийского лидера в убийстве своего народа при поддержке Москвы.
Разворот на Москву
Тем временем многие союзники США на Ближнем Востоке, оценивая действия российских ВКС в Сирии, начинают склоняться к сотрудничеству с Москвой, пишет The Wall Street Journal со ссылкой на арабских, израильских и американских дипломатов. «Усиление военных действий России в Сирии разделяет союзников Вашингтона на Ближнем Востоке – некоторые страны начинают видеть необходимость в совместной работе с Кремлем, поддерживающим режим Башара Асада», – отмечает WSJ. Перемены такого рода, по мнению издания, усложняют и без того запутанную дипломатическую ситуацию.
В ходе переговоров Турция, Саудовская Аравия и Катар призывали сирийскую оппозицию не идти на уступки и продолжать сражаться. Но такие страны, как Египет, Иордания и ОАЭ, выразили готовность признать роль Москвы в Сирии и отметили необходимость более тесного сотрудничества с Кремлем, сообщает газета. Иордания уже учредила в Аммане специальный центр по координации действий в Сирии с Россией.
Собеседники WSJ полагают, что такое изменение отношения к России напрямую связано с разочарованием в политике Барака Обамы. «Многие из государств Ближнего Востока говорят: прошло четыре года, и США либо устроили в Сирии хаос, либо вообще ничего не сделали», – отметил в беседе с газетой старший научный сотрудник Атлантического совета Файсал Итани. В данный момент эти страны верят в то, что Россия заняла позицию взрослого человека в этой ситуации, считает он.#{interviewpolit}
Границы возможного
Пожалуй, главный вопрос после мюнхенской встречи – реально ли достичь прекращения огня за неделю? «Дипломатия – это искусство возможного. И тот срок, который был определен, является не столько реальным, сколько возможным», – считает востоковед, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ Александр Игнатенко. Сейчас запускается сложный процесс, отметил он в беседе с газетой ВЗГЛЯД.
«Это не значит, что приняли решение – и оно само реализуется. И Россия, и США, а также их союзники – а их там полтора десятка – будут работать над тем, чтобы реализовать этот проект. Работать будут с энтузиазмом или без энтузиазма – я имею в виду, в частности, Саудовскую Аравию», – уточняет Игнатенко. Напомним, что именно в Саудовской Аравии базируется так называемый совет сирийской оппозиции, выступающий за немедленный уход Башара Асада из власти.
При этом Игнатенко подчеркнул, что мюнхенское совещание и его результаты – «это абсолютно позитивный шаг в абсолютно правильном направлении».
Арабист, старший научный сотрудник Центра международной безопасности Владимир Сотников в беседе с газетой ВЗГЛЯД отметил, что договоренность о перемирии в течение недели – это «компромисс между предложениями России и других партнеров». «Это уже положительный итог, потому что удалось договориться и согласовать позиции», – подчеркнул он.
Изначально США и их восточные партнеры настаивали на немедленном прекращении огня, пояснил он. «Но стало понятно, что это было бы невозможно», – указал собеседник. Он отметил, что даже если бы мгновенное прекращение огня было объявлено, есть часть оппозиционных группировок, которые вряд ли бы согласились сразу же прекратить свою деятельность по борьбе с правительством Асада.
Против мира
Реально ли установить перемирие в течение недели, сказать сложно, добавил Сотников. Иран поддерживает эти инициативы, но неизвестно, согласятся ли с такой позицией другие участники конфликта, прежде всего Саудовская Аравия и Турция, уточнил он. «Договариваться с ними – уже задача наших американских партнеров, которые имеют больше рычагов влияния и воздействия и заинтересованы в том, чтобы достигнутый компромисс выполнялся», – заметил собеседник.
Вызывает вопросы и позиция оппозиционных группировок, в том числе умеренных. «Пока большинство согласны, но есть же и другие, которые не подчиняются правилам. Насколько они будут готовы прекратить огонь, покажет эта неделя», – резюмировал Сотников.
Препятствия для достижения мюнхенских договоренностей есть, отмечает и Александр Игнатенко. Одно из них кроется в пункте мюнхенского проекта, о котором говорил Джон Керри. «Он сказал о том, что принцип прекращения огня не распространяется на «Исламское государство*», «Джебхат ан-Нусру» и другие террористические организации, фигурирующие в списке СБ ООН. Но кроме этого, есть еще ряд группировок, действующих в Сирии, которые Россия считает террористическими, а такие государства, как Саудовская Аравия, их таковыми не считают. Это «Джейш аль-Ислам» и «Ахрар аш-Шам», – напомнил он. Таким образом, вопрос о том, кто же является террористом, до сих пор открыт.
«Есть один важный нюанс: среди участников мюнхенского совещания есть одно государство, которое уже давно, в 2014 году, включило «Ахрар аш-Шам» в список 83 террористических группировок. Это Объединенные Арабские Эмираты», – рассказал Игнатенко.
Таким образом, не стоит забывать, что те решения, которые были выработаны в Мюнхене, будут реализовывать и Россия, и США, а также их партнеры, союзники и конкуренты, отмечает Игнатенко. «Когда мы говорим о конкурентах, мы должны обязательно вспомнить Турцию, которая устами президента Эрдогана последние дни прямо собачится и с Россией, и с США, – напомнил он. – То есть это сложный, неоднозначный процесс».
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ