Организация «Репортеры без границ» опубликовала очередной ежегодный список политиков и организаций, которых они считают главными врагами свободы печати (используется английское слово predator – «хищник»). Как отмечает DW, в списке 35 глав государств и правительств, политические и преступные группировки – «Исламское государство*», йеменские хуситы, близкая к «Аль-Каиде*» исламистская группировка в Бангладеш, афганские талибы и мексиканский наркокартель «Лос Сетас».
В списке нет ни одного украинского политика, хотя в этой стране в последние годы журналистов убивают регулярно
Среди глав государств – лидеры Эритреи и Судана, Бурунди и Гамбии, Сирии и Кубы, Китая и Северной Кореи, Египта и Турции, Вьетнама и Венесуэлы, Сингапура и Таиланда, а также Азербайджана, Белоруссии, Казахстана и Туркмении. То есть фактически лидеры всех вышеперечисленных государств поставлены в один ряд с ИГ, талибами и наркоторговцами.
Россию в списке представляют два человека – это президент Владимир Путин и глава Чечни Рамзан Кадыров. Путин, по мнению «Репортеров без границ», виноват в «репрессиях против Lenta.ru, РБК и телеканала «Дождь». «Рамзан Кадыров оказался в списке злейших врагов свободы печати по заслугам, – заявил в интервью DW Кристиан Мир из «Репортеров без границ». – В Чечне так жестоко обращаются с находящимися в оппозиции к его клану журналистами, как ни в одном другом регионе России». То есть получается, что в других регионах России, по его мнению, есть некие кланы и оппозиционные им журналисты, с которыми обращаются жестоко. Пусть и не настолько, как в Грозном.
И наконец, обращает на себя внимание пассаж, формально касающийся Турции: по словам Кристиана Мира, эта страна берет пример с России, которая, как заявил он, «агрессивно экспортирует свою общественную модель в другие страны мира, причем это касается не только методов надзора за СМИ, но и законотворчества, отношения к неправительственным организациям».
То есть у нас не только жестоко обращаются с оппозиционными региональным кланам журналистами, но и агрессивно экспортируют данную «общественную модель». Видимо, это надо понимать так, что именно Россия организовала неудачную попытку переворота в Турции, а Владимир Путин регулярно собирает на планерки иностранных законодателей, чтобы научить их принимать правильные законы по отношению к НКО. «А не будете брать модель – отключим газ!» – так, наверное, должны завершаться подобные совещания.
Таким образом важное и нужное дело – борьба за права журналистов – в исполнении «Репортеров без границ» фактически превращается в еще один информационный вброс в интересах условного «вашингтонского обкома», чьи интересы максимально ярко воплощает вышедшая на финишную прямую избирательная кампания Хиллари Клинтон.
В заявлениях Кристиана Мира и «Репортеров» в целом нет ни новизны, ни оригинальности. Россию в один ряд с ИГ уже ставил Барак Обама (он, впрочем, добавлял уже слегка подзабытую лихорадку Эбола), правда, «Репортеры» добавили в список наркоторговцев. А о том, как страшная и ужасная российская пропаганда овладевает незрелыми умами европейцев и американцев, наперебой твердят и Клинтон, и директор MI5 Эндрю Паркер, и экс-глава НАТО Андерс Фог Расмуссен, призывающий Америку прийти и владеть «свободным миром».
Смешивая в одну кучу глав абсолютно разных по своему устройству и политической системе государств, террористов и наркоторговцев, «Репортеры без границ» создают красивую картинку (что, безусловно, является важной задачей для журналистов). Но невозможно ставить в один ряд расстрелы журналистов боевиками ИГ и нелюбовь главы Сингапура Ли Сянь Луна к блогерам, ситуацию в постсоветских странах и в Сомали, уровень свободы слова в Таиланде и Северной Корее.
Российские частные СМИ, такие как Lenta.ru, РБК и телеканал «Дождь», также продолжают работать, несмотря на заявленные «репрессии». Кстати, за последнее время главные редакторы также сменились в «Известиях», Esquire и ряде других российских СМИ, но почему-то «Репортеры» про это не написали как про «репрессии».
Показательно, что однобокая редакционная политика большинства западных СМИ вообще никак не освещается «Репортерами без границ». А какая разница для читателя, по какой причине он не может получить объективной информации – из-за наличия государственного цензора или из-за политической позиции собственников СМИ?
Нет в списке угроз свободе слова и компании Google, которая путем манипуляции выдачей информации вполне способна влиять на итоги выборов. Нет ни одного украинского политика, а в этой стране в последние годы журналистов убивают регулярно. Не описаны проблемы, с которыми регулярно сталкивается то в Англии, то в США российская компания RT. Так что об объективном исследовании речи не идет.
По мнению председателя правления «Репортеров без границ» Михаэля Редиске, помочь бороться с нарушениями прав журналистов может учреждение при генеральном секретаре ООН поста специального уполномоченного, в задачу которого входила бы защита СМИ. О качестве работы разнообразных «уполномоченных при ООН» свидетельствуют недавние выборы в Совет по правам человека, в который Россия не попала, а Саудовская Аравия прошла без проблем.
Таким образом, проблема не в специальных уполномоченных. В горячих точках права журналистов нарушаются одинаково с правами всех остальных мирных граждан – и надо добиваться прекращения вооруженной стадии конфликта. Именно это Россия пытается сделать в Сирии.
В азиатских и африканских странах, преобладающих в списке, нет западной традиции «свободных СМИ», но в условиях свободного доступа в интернет и даже легко преодолеваемого «великого китайского файервола» для интересующихся альтернативной точкой зрения граждан не составляет никакой проблемы ее получить.
Присутствие в списке России и других постсоветских государств (на фоне отсутствия Украины) – чистая политика и продвижение интересов глобальной Хиллари Клинтон. А полное игнорирование проблем СМИ в западном мире – ярчайшее проявление двойных стандартов.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ