На заседании Совета по межнациональным отношениям, которое прошло 31 октября в Астрахани, президент России поддержал идею создания закона о российской нации. Этот закон должен вобрать в себя все новации, связанные с межнациональными отношениями.
Если ситуация с общественными настроениями не внушает особого беспокойства, то некоторые шаги национальных регионов заставляют задаваться вопросами
Острота темы межнациональных трений в значительной степени снизилась по сравнению с первой половиной 2010-х годов. Социологи напрямую связывают это с событиями последних лет – воссоединением Крыма с Россией и последовавшим резким обострением отношений с Западом. Это способствовало консолидации нации и снижению конфликтности на основе этнических различий.
Если вплоть до начала 2014 года россияне регулярно фиксировали рост напряженности в межнациональных отношениях, то потом острота темы резко пошла на спад.
Согласно исследованию ВЦИОМ, с 2012 по 2015 год доля опрошенных, согласных с тем, что в России есть народное единство, выросла с 23% до 54%. У молодежи (60% от 18 до 24 лет) и обучавшихся в вузах (57%) это чувство даже сильнее, чем у пожилых (51% старше 60 лет) и людей с низким уровнем образования (46%).
В августе 2016 года «Левада-центр*» провел исследование, которое также показало, что межнациональная напряженность находится на весьма низком уровне. Однако некоторое, хотя и весьма незначительное, ухудшение по сравнению с предыдущей парой лет все-таки фиксируется.
В то же время если ситуация с общественными настроениями не внушает особого беспокойства, то некоторые шаги регионов заставляют задаваться вопросами. Например, 21 октября Конституционный суд Республики Саха (Якутия) огласил постановление, согласно которому коренным народом республики названы исключительно якуты. Данное постановление вызвало широкий и не слишком доброжелательный резонанс, что повлекло за собой разъяснения представителей суда, что речь идет только о «разъяснении исторически сложившегося статуса», однако это не убедило скептиков и критиков данного решения.
Особой темой является преподавание русского языка в ряде национальных республик, где дополнительные часы на преподавание национальных языков освобождаются за счет сокращения часов по русскому языку.
Есть Татарстан, который единственный из субъектов Федерации так и не сменил название должности главы региона, и республику по сей день возглавляет президент.
Судя по всему, на федеральном уровне накопился определенный уровень опасений по поводу угрозы для межнационального мира (и, как следствие, целостности страны) в стране не в массовых настроениях, а в действиях некоторых региональных элит. В связи с этим в последние месяцы наблюдается активизация работы по аккуратному купированию проблем.
Наиболее активная деятельность ведется в сфере поддержки и продвижения русского языка. Эта тема все более активно заявляется и продвигается федеральными органами власти. Проблема сокращения часов преподавания должна быть решена через выведение русского в отдельную дисциплину, о чем было заявлено в мае 2016 года.
Именно в русском языке руководство страны видит один из главных залогов национального единства страны и общей для народа России идентичности. На заседании совета в Астрахани теме был придан новый поворот. Президент призвал готовить в педагогических вузах национальных специалистов по преподаванию русского языка в регионах. Таким образом, создается еще один мягкий – не директивный, а стимулирующий – фактор, препятствующий сокращению пространства русского языка в отдельных регионах.
Озвученная в Астрахани инициатива закона о российской нации выводит на новый уровень тему упрочения народного единства и формирования гражданской нации.
Российская Федерация извлекла уроки из советского опыта. По сути, «россияне», «российский народ» в значительной степени являются заимствованием концепции формирования общности сограждан, известной как «советский народ».
Однако есть и очень серьезные различия. В СССР этническая составляющая была важнейшей частью национально-государственного организма. В России же идут процессы постепенного и очень мягкого (учитывая деликатность и сложность темы) выведения этнической темы за пределы государственно-политического поля.
Это, разумеется, крайне непросто, поскольку Россия унаследовала от СССР национально-территориальное устройство, что автоматически делает эту тему крайне значимой в государственных делах. Но, во-первых, в стране законодательно ликвидированы возможности создания новых национально-территориальных автономий. Государство предоставляет самые широкие возможности для развития этнических групп, но почти исключительно в культурной и общественной сфере.
А во-вторых, мероприятие в Астрахани показало, что руководство страны намерено интенсифицировать усилия по упрочению общей гражданской идентичности для граждан России с выводом за государственно-политические скобки их этнического происхождения.
Планы проведения Года единства российской нации также говорят об этом.
* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента