Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

3 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

6 комментариев
19 мая 2015, 20:50 • Общество

Путин предложил изменить статус русского языка и литературы в школах

Путин предложил изменить статус русского языка и литературы в школах
@ Александр Рюмин/ТАСС

Tекст: Роман Крецул

Во вторник президент Владимир Путин обсуждал языковую политику с членами советов по межнациональным отношениям и русскому языку. Он констатировал, что нигде в мире не уделяют столько внимания поддержке языков национальных меньшинств, и в то же время высказал инициативу по улучшению преподавания русского языка и русской литературы.

Президент Владимир Путин провел во вторник заседание советов по межнациональным отношениям и русскому языку, в ходе которого выступил с инициативой выделить русский язык и литературу из области знаний «филология» в самостоятельную предметную область в системе общего образования. «Государство должно постоянно повышать качество обучения наших детей русскому языку независимо от их места жительства и специализации школы. И в этой связи не могу не согласиться с теми специалистами, с филологами, учителями, общественными деятелями, которые считают, что необходимо выделить русский язык и литературу в самостоятельную предметную область в системе общего образования», – сказал Путин на совместном заседании советов по межнациональным отношениям и по русскому языку.

Это значит увеличение ресурсов для изучения русского языка и русской литературы, как это было и когда-то до принятия новых стандартов

«Это значит увеличение ресурсов для изучения русского языка и русской литературы, как это было и когда-то до принятия новых стандартов, – прокомментировал газете ВЗГЛЯД член комиссии Общественной палаты по развитию образования, директор московского Центра образования № 548 «Царицыно» Ефим Рачевский. – При прежних стандартах это было отдельно. Тогда в образовательной области «филология» останутся национальные языки и иностранные языки и иностранная литература».

«Школа вправе сама распределять предметы внутри предметной области – столько-то на это, столько-то на это. Теперь урезать количество часов русского языка и литературы никто не сможет. Это как защищенная статья бюджета. Но пока процедура не завершена, высказаны пожелания. Значит, сейчас начнут технологизировать их, будут вносить изменения в стандарты», – пояснил он.

«Мне кажется, школа от этого выиграла бы, – высказала свое мнение газете ВЗГЛЯД учительница русского языка и литературы Елена Манджиева. – В том, что русский язык и литература входят в область «филология», нет никакого большого вреда. Но если русский язык и русская литература выйдут из области филологии, наверное, в этом будут свои плюсы. Наверное, больше будет количество часов, больше будет у учителя возможности проводить творческие работы по русскому языку.

Меня убеждают: «Филология же и есть русский язык, что вы еще хотите?» – добавила она. – Но я считаю, что этого недостаточно, чтобы ребенок вычитывал такие большие произведения. Нам катастрофически не хватает времени. В десятом классе – «Война и мир», это четыре тома, «Преступление и наказание», это тоже надо вчитываться, изучать. Большие произведения философского характера. Мне кажется, недостаточно уроков литературы. Все обзорно, мы летаем над текстами, нет погружения в текст».

«Когда-то раньше, в советский период, в пятом классе было восемь часов русского языка, – вспоминает она. – И так шло до девятого класса. А сейчас в пятом классе – пять часов, в девятом классе – три часа русского языка и два часа литературы, в десятом классе два часа русского языка и три часа литературы.

Я всегда говорю, что не считаю, что литература – урок в расписании. Это предмет человековедческого характера. А русский язык – государственный язык. Наверное, здесь будет воспитание, которое строится на традициях русского народа, а русский народ – это же все, кто живут на территории России», – заключила учительница.

«Подобной поддержки никто никогда в мире не обеспечивал»

На заседании во вторник глава государства говорил также о необходимости совершенствования законодательной базы в российской языковой политике. «Очевидно, что вопрос совершенствования законодательной базы в этой сфере более чем актуален, тоже предлагаю над этим подумать», – сказал Путин, отметив, что «делать это нужно взвешенно и при широком общественном обсуждении, свое видение должны высказать представители всех народов России».

«В ряде стран право значительных этнических общин на использование языка игнорируется или ограничивается, когда проводится жесткая, агрессивная политика языковой и культурной ассимиляции, и мы видим, к каким последствиям это приводит, к разделению общества на полноценных и неполноценных людей, на граждан и неграждан, а то и к трагическим внутренним конфликтам», – сказал Путин и напомнил, что российская Конституция гарантирует право всех народов на сохранение родного языка и создание условий для его изучения. Республики вправе устанавливать свои государственные языки и использовать их в работе органов госвласти и местного самоуправления, добавил Путин.

В качестве примера он привел Крым, где «действует три равноправных языка – русский, украинский и крымско-татарский».

«Для каждого народа вопрос сохранения родного языка – это вопрос сохранения идентичности, самобытности и традиций», – добавил президент.

Он обратил внимание, что меры поддержки и сбережения национальных языков, которые осуществляются в России, больше нигде в мире не обеспечиваются.

«Без всякого преувеличения можно сказать, подобной поддержки, настоящего сбережения национальных языков, как в нашей стране, никто никогда в мире не обеспечивал», – заявил он.

Вопросы развития и сохранения русского языка и языков народов России имеют большое значение для гармонизации межнациональных отношений, а также относятся к системным задачам государства, заявил президент. «К таким системным задачам, безусловно, относится и сбалансированная, эффективная языковая политика. Для России с ее этническим, культурным разнообразием и сложным национальным государственным устройством – это, безусловно, один из очевидных приоритетов. Вопросы развития и сохранения русского, всех языков народов нашей страны имеют важнейшее значение для гармонизации межнациональных отношений, обеспечения гражданского единства, укрепления государственного суверенитета и целостности России», – заявил Путин, передает РИА «Новости».

Путин отметил, что проблемы языковой культуры видны сейчас не только в результатах школьных сочинений или ЕГЭ по русскому и литературе, но и в общем состоянии существующей языковой среды; сейчас ее формируют прежде всего СМИ, интернет, телевидение, где все чаще нарушаются языковые нормы, грамотность, используются необоснованные, явно избыточные иностранные заимствования.

«Конечно, глобальное информационное пространство сейчас формируется по известным правилам – общемировым правилам, все это вносит в эту сферу объективные изменения, это понятно. И, решая эти проблемы, важно соблюсти четкий баланс: с одной стороны, сохранить традиционные ценности, самобытность, а с другой – не допустить самоизоляции от мировых культурных процессов», – заявил президент.

Президент РФ подчеркнул, что в России проживают представители 193 национальностей, которые говорят на 300 языках и диалектах. Он также отметил, что письменность для многих народов была разработана лишь в советское время силами выдающихся отечественных лингвистов и ученых. «С 1920 по 1940 годы своя письменность появилась у 50 национальностей, до этого письменности у этих народов не было», – напомнил Путин.

..............