Политика

3 сентября 2015, 08:08

Нелегалы доведут Европу до победы евроскептиков

Фото: Bernadett Szabo/Reuters

Проблема с беженцами в Европе достигла крупнейшего масштаба со времен окончания Второй мировой войны. То, что в 1945-м речь шла о миллионах, а сейчас только о десятках тысяч, не меняет сути проблемы: резкое увеличение потока нелегальных мигрантов застало европейцев врасплох и будет иметь очень серьезные последствия, в первую очередь политические.

Ситуация с потоком нелегалов, пересекающих границы Евросоюза, становится главной темой начала осени для Старого Света, и дело тут не только в истории с обнаружением в Австрии грузовика с несколькими десятками погибших нелегалов.

Большая часть европейских элит осознанно или вынужденно поддерживает прием мигрантов, а все большая часть населения выступает против

Число беженцев растет все последние месяцы: в Венгрии, одной из трех главных стран, через которые мигранты попадают в ЕС, уже принимают по три тысячи человек в день. Беженцы живут в палатках в центре Будапешта, при этом большая часть стремится уехать дальше, на север, в первую очередь в Германию (около 80% процентов прошений о предоставлении убежища на территории ЕС приходится на Германию, Францию, Великобританию, Италию, Швецию и Бельгию).

Основная масса нелегалов бежит в Европу из Азии и Африки. Это сирийцы, афганцы и жители африканских стран (Эритрея, Нигерия, Сомали). Но есть и свои, европейские, нешенгенские жители – цыгане с Балкан, в первую очередь из Косово.

Сколько всего их прибыло в этом году, толком неизвестно. По одним оценкам, границы ЕС по суше и морю пересекли около 350 тысяч человек. При этом в Греции говорят о 200 тысячах с начала года, в Италии – о почти 100 тысячах, а в Венгрии – о 140 тысячах, так что общее число может доходить и до полумиллиона. И около 3 тысяч в этом году утонуло в Средиземном море при попытке достичь берегов Италии и Греции.

Европейские политики все последние дни делают громкие заявления о необходимости принятия срочных мер, но к проблеме, которая нарастала все последние годы и особенно заметно в текущем году, есть два принципиально разных подхода.

Один, официальный, на уровне ЕС и большинства западноевропейских национальных правительств – нужно обсуждать то, как лучше и справедливее для всех стран ЕС принять беженцев. Квоты по странам, которые еще в мае предложила Еврокомиссия – пропорционально их населению, экономике, уровню жизни. Больше всех должны принять Германия и Франция, но и все остальные страны ЕС должны приютить беглецов. И если Швеция и так давно уже принимает беженцев со всего мира, то страны Восточной Европы и Прибалтики не горят желанием размещать у себя нелегалов.

В предложениях ЕС речь идет всего о 20 тысячах человек на все страны союза, притом что поток беженцев на порядок больше. Одна только Германия ожидает в этом году до 800 тысяч заявок о предоставлении статуса беженца, что в четыре раза больше, чем в прошлом году. При этом Берлин призывает все остальные страны размещать у себя нелегалов, угрожая, что в противном случае под вопросом окажется само отсутствие границ внутри Евросоюза. «Если мы не сможем справедливо распределить беженцев, то, конечно, вопрос о Шенгенском соглашении будет поднят для многих», – так сказала канцлер Меркель. Но давление канцлера, которую сирийские беженцы в лагерях в Венгрии называют «мама Меркель», связано с желанием Германии продемонстрировать свое верховенство в ЕС и поддержать дисциплину в его и так нестройных рядах, а вовсе не с желанием принять меньше мигрантов.

Внутри своей страны федеральное правительство активно пропагандирует идеи о пользе, которую принесут нелегалы, и готово ради них на многое. Как заявил министр внутренних дел де Мезьер, для приема и интеграции новой волны мигрантов нужно будет быстро, в течение нескольких недель, произвести «изменения во всем: в школе, полиции, возведении жилья, судах, системе здравоохранения», во всем, включая конституцию.

Второй подход – необходимо прекратить принимать нелегальных мигрантов и беженцев, если не полностью, то хотя бы в таких больших масштабах. Так думает немалая часть европейского населения, так говорит оппозиция (например, Марин Ле Пен, назвавшая миграционную политику Евросоюза в корне порочной – предоставляя законный статус одному нелегалу, власти тем самым дают надежду десяти другим и побуждают их прибывать во Францию в поисках лучшей жизни), но публично об этом не может сказать ни один высокопоставленный чиновник ни одной из стран ЕС. Ведь это напрямую противоречит европейским ценностям.

Возмущаются лишь власти Венгрии, Чехии и Словакии, которые требуют избавить их страны от наплыва нелегальных мигрантов, использующих их территорию как транзитную на пути в Западную Европу. При этом, как только они начинают предпринимать самостоятельные шаги по защите своих границ, их тут же одергивают из Брюсселя или больших столиц, как уже было с протестами Парижа против строительства Венгрией стены на границе с Сербией. Восточноевропейцы уже называют проблему беженцев более важной, чем даже кризис с греческими долгами, поставивший под угрозу зону евро, потому что она затрагивает сразу множество аспектов, от демографических до социальных. Кроме того, в Восточной Европе не понимают, почему они должны нести ответственность за чужую политику.

«У меня есть только один вопрос: кто бомбил Ливию? – заявил премьер-министр Словакии Роберт Фицо. – Кто создал проблемы в Северной Африке? Словакия? Нет».

Две этих позиции невозможно сблизить, потому что в их основе лежат совершенно разные ценностные установки.

Либеральные и левые евроинтеграторы считают, что Европа должна быть единой и мультикультурной, поэтому необходимо и даже полезно принимать беженцев. Тем более из стран, пострадавших в результате тех или иных действий западных стран – это скорее уже аргумент для европейских левых. Эти беженцы никак не угрожают европейской идентичности – «в 2014 году в Европе прошение об убежище подали 600 000 человек, то есть 0,1% населения ЕС. Это сущая ерунда для державы вроде Евросоюза, который пока что следует недостойной, чтобы не сказать, преступной миграционной политике», восклицает один из французских сторонников приема все большего количества мигрантов.

Националисты, патриоты и традиционалисты говорят о том, что Европа и так уже потеряла большую часть своих традиций и уклада, и нынешняя политика по приему мигрантов приведет к еще большему размыванию национального уклада в европейских странах. Мало того что Евросоюз проводит политику унификации, толерантности и мультикультурализма, подрывающую национальные культуры и государства изнутри, так он еще и потворствует наплыву нелегалов, желая окончательно ослабить национальные государства, сломать сопротивление евроинтеграции и глобализации.

Примирить эти взгляды невозможно – большая часть европейских элит осознанно или вынужденно поддерживает прием мигрантов, а все большая часть населения выступает против. Пока еще те, кто против, не имеют большинства – не только в правительствах, но даже и в парламентах своих стран (за отдельными исключениями, вроде той же Венгрии). Но понятно, что в случае, если рост числа беженцев не остановится, а к этому нет никаких предпосылок, ведь конфликты на Ближнем Востоке и в Африке Европа не собирается, да и не может погасить, то и у национальных правительств, и у Еврокомиссии будет оставаться все меньше возможностей и дальше проводить столь непопулярную политику. Можно требовать от общества смириться с новыми сотнями тысяч мигрантов, тем более что миллионы их соотечественников уже и так живут в европейских странах, но нельзя не учитывать последствий этого насилия.

Речь даже не о долгоиграющих последствиях, таких, которые наступят через пять-десять лет – социальных, демографических, геополитических и прочих – а о ближайших политических. Не только сам факт приема новых мигрантов, но и разнообразные заявления властей европейских стран о необходимости принимать беженцев, несомненно, скажутся на том, как будут голосовать избиратели на ближайших выборах.

В 2017 году они пройдут в нескольких странах, включая Германию и Францию. И агитация за беженцев сегодня может завтра очень болезненно аукнуться правящим партиям.

Во Франции Марин Ле Пен и так уже является самым популярным политиком, и в случае, если ситуация с беженцами будет последовательно ухудшаться в течение ближайшего года, сложно даже предсказать, сколько дополнительных миллионов голосов она получит.

А в Германии, где, казалось бы, все системные политические партии придерживаются более-менее схожей позиции по вопросу беженцев, вполне возможен резкий всплеск популярности прогремевшего в прошлом году ПЕДИГА («Европейские патриоты против исламизации Запада») – такой, после которого с ним уже будет сложно не считаться.

Кроме того, репутация самих евроструктур, конечно же, уже пострадала от неспособности решить проблему, которая по-настоящему волнует жителей Европы. Евросоюз и так находится в сложном положении – не только из-за споров про направление движения, ведь мало кто готов идти в сторону большей интеграции, политической и финансовой, как предлагают немцы. Но и вследствие текущих проблем – как из-за греческого кризиса и финансовой слабости нескольких других стран, так и вследствие разногласий по вопросу санкций в отношении России. Проблема мигрантов, нелегалов и в целом исламизации Европы и так была одной из острейших в ЕС, и ее неизбежное обострение вызовет как рост евроскептицизма, так и углубление недоверия к ориентированным на евроинтеграцию национальным политическим силам.

В России наши «европейцы» уже увидели в публикациях и новостных выпусках отечественного телевидения на тему беженцев «нагнетание истерии» и попытку отвлечь внимание несчастных русских людей от настоящих, внутренних проблем. Преувеличивают масштабы, выдумывают страшилки, нагнетают ненависть и страх перед Западом, сублимируют собственные страхи перед мигрантами – чего не сделает проклятая кремлевская пропаганда, чтобы запугать народ, «оказавшийся в заложниках у Путина». Мол, не надо волноваться – европейцы прекрасно справятся со всеми проблемами, в отличие от вас, в России.

Но мы бы и рады увидеть то, как европейцы справляются со своими проблемами, мы, собственно говоря, только этого им и желаем. Только именно справиться, то есть исправить, а не загонять болезнь все глубже, рассчитывая, что не рванет. Потому что неизбежно рванет, причем с самыми нехорошими последствиями, с далеко разлетающимися осколками. И это нас, как соседей Европы, не может не волновать.

Текст: Петр Акопов

Вам может быть интересно

Мирный житель погиб при атаке дрона на Белгородскую область
Темы дня

Европа надорвалась в попытке превзойти США по тратам на Зеленского

Еще год назад эксперты в России и на Западе полагали, что Европа не сумеет восполнить вакуум в украинском бюджете после отказа США от финансовой поддержки Киева. Тем не менее свежее исследование Кильского института мировой экономики говорит об обратном: благодаря помощи Европы Украина якобы не ощутила сокращения поддержки со стороны США. Насколько корректны эти данные?

Иранские либералы помогают Западу ослаблять собственную страну

Бушующий в Иране экономический кризис стал прямым следствием вмешательства США, признают в Белом доме. Но самое удивительное, что этому вмешательству способствовало само высшее руководство Ирана, ставшее жертвой обмана Запада. Как это произошло и на какую приманку Западу удалось поймать иранских либералов и реформаторов?

Украина лишила место Переяславской рады статуса памятника истории

Мосгорсуд вернул участок и дом экс-замглаве Минобороны Иванову

Тарасова: Организаторы изуродовали выступление Гуменника на Олимпиаде

Новости

Путин поручил продумать введение льготы по ипотеке при рождении четвертого ребенка

Президент России Владимир Путин поручил правительству рассмотреть возможность предоставления семьям, имеющим детей, дополнительных мер поддержки при погашении ипотеки после рождения четвертого ребенка.

Пентагон велел второму авианосцу быть готовым к развертыванию на Ближнем Востоке

Пентагон дал команду второй авианосной ударной группе подготовиться к возможному развертыванию на Ближнем Востоке, пишет Wall Street Journal со ссылкой на американских чиновников.

«Рижский хлеб» включен в перечень экстремистских организаций

В список террористов и экстремистов внесли компанию «Рижский хлеб», среди членов которой значатся граждане Латвии и Украины.

Зеленский опроверг сообщения о намерении огласить дату проведения выборов

Глава киевского режима Владимир Зеленский опроверг сообщения о том, что он собирается объявить дату проведения выборов на Украине 24 февраля.

Times: Украина хочет привлечь к выборам иностранные разведслужбы

Киев намерен пригласить зарубежные разведслужбы для проверки сотрудников, отвечающих за выборы, чтобы избежать возможного «вмешательства России» в избирательный процесс, сообщает газета Times.

Богомолов освобожден от должности и. о. ректора Школы-студии МХАТ

Режиссер Константин Богомолов освобожден от исполнения обязанностей ректора Школы-студии МХАТ по собственному желанию.

НАТО решило привлечь к учениям в Арктике десятки тысяч военных

Генсек НАТО Марк Рютте сообщил о планах альянса провести масштабные учения в полярных широтах с участием десятков тысяч военных.

Рютте допустил гарантии безопасности для России в соглашении по Украине

Генсек НАТО Марк Рютте допустил, что российские гарантии безопасности могут стать частью итогового мирного соглашения по Украине, затрагивающего территориальные вопросы.

Действия США против Гренландии предложили включить в учебники истории

Новые попытки США установить контроль над Гренландией будут, вероятно, отражены в российских учебниках по истории. Об этом газете ВЗГЛЯД сообщил научный директор РВИО Михаил Мягков. По его словам, в учебные пособия также включат ключевые события СВО и геостратегические успехи российской армии. В среду в Москве анонсировали планы Российского военно-исторического общества по работе в 2026 году.

Навроцкий заявил о готовности к переговорам с Путиным ради интересов страны

Президент Польши Кароль Навроцкий подчеркнул, что готов вести переговоры с президентом России Владимиром Путиным, если это будет соответствовать польским национальным интересам.

На Олимпиаде появился новый тренд: фигуристы инсценируют смерть

На зимних Олимпийских играх в Милане в соревнованиях по танцам на льду неожиданно обозначилась яркая художественная тенденция: все больше дуэтов завершают свои программы сценами символической смерти. Фигуристы «умирают» на льду, инсценируют убийства, самоубийства и трагические развязки известных сюжетов – от «Ромео и Джульетты» до «Крестного отца».

Белый Дом тайно вывел нацгвардию из ряда городов США

Администрация президента США Дональда Трампа полностью вывела федеральные подразделения Национальной гвардии из ряда американских городов после серии судебных решений, поставивших под сомнение законность их развертывания.
Мнения

Геворг Мирзаян: Четыре условия устойчивого мира на Украине

Ни сегодня, ни завтра, ни через несколько месяцев никакого устойчивого мирного соглашения подписано не будет. Разве что на фронте или в украинском тылу произойдет такое событие, которое заставит руководство киевского режима (очевидно, не Зеленского) резко протрезветь и принять тяжелые условия.

Владимир Можегов: Правительство Британии идет на дно на фоне Эпштейн-скандала

Британское правительство получило несовместимую с жизнью пробоину и самым очевидным образом тонет, увлекая за собой, возможно, и большую часть британского истеблишмента. И не только британского.

Тимофей Бордачёв: Хорошими дипломатами можно быть и в плохие времена

Почему разговоры о том, что российская дипломатия ведет себя «слишком» сдержанно, как и насмешки над «выражением озабоченностей» и бесконечным определением «красных линий» выглядят наивно?
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов